Белорусский гитарный форум Гитара.by - Белорусский гитарный сайт
26 Апреля 2024, 02:49:41 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Александр Ивановский - гитарный мастер из Гомеля  (Прочитано 5255 раз)
Tatiana
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1327

Татьяна Отраднова


« : 17 Декабря 2018, 20:02:07 »

Александр Ивановский - гитарный мастер из Гомеля (Беларусь)

« Последнее редактирование: 17 Декабря 2018, 20:05:36 от Tatiana » Записан
Tatiana
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1327

Татьяна Отраднова


« Ответ #1 : 17 Декабря 2018, 20:12:00 »

Мои критерии оценки качества звука классической гитары

1. Вертикальный баланс: плавное падение мощности басы-середина-дисканты.
Этот принцип с успехом реализован в акустике "короля" инструментов - рояля...Низкие частоты наиболее подвержены поглощению телами слушателей, мягкой обшивкой стен зала и т.д. Для настоящего гитариста, озвучивающего большие залы без микрофона - это очень важно...

2. Горизонтальный баланс : хроматически по восходящей мощность, сустейн, гармоническая насыщенность звуков должны плавно возрастать, а доминирование первой гармоники (основного тона) - убывать. Резкое выделение любого звука-волчок (в широком смысле).

3. Благозвучие ... -равновыраженность первых 16-18 гармоник с плавным уменьшением по амплитуде - выраженность частот 400-600герц (первая певческая форманта), 2200-4000герц (объединённая мужская, женская и детская певческие форманты). Важна группа частот в области 250 герц - "душа" -плавная огибающая кривая спектра с доминированием основного тона в дискантах и 2-4 гармоник в басах - "округлость" дискантов (баланс теплоты и металла), яркость и бархатистость басов - мощная, но плавная атака.

4. Читаемость звука...

5. Запас акустической энергии - большой динамический диапазон.

6. Полетность и проекция гитары в зале - "дальнослышимость" инструмента по всему диапазону

7. Тембральная управляемость.
« Последнее редактирование: 17 Декабря 2018, 20:19:40 от Tatiana » Записан
Tatiana
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1327

Татьяна Отраднова


« Ответ #2 : 17 Декабря 2018, 20:14:01 »

Мои критерии гитаростроения:

1. Использование древесины длительной естественной выдержки,особенно для деки-40-70 и более лет. Это важнейшее условие благозвучия будущего инструмента

2. Максимальная жесткость конструкции (корпуса, грифа и т.д.).

3. Аккумулирующий эффект: много резонирующего дерева - много звука (толщины деки вместо традиционных 2,5-2,8мм 3-4мм). Это касается и остальных элементов корпуса. В результате масса инструментов вместо традиционных 1,4-1,5кг увеличивается до 1,8-2,2кг. Внутри корпуса-100-200 настраиваемых акустических зеркал, микропанелей.

4. Максимально возможное увеличение площади большого круга деки посредством различных геометрических эффектов.

5. Использование только авторских, никогда не повторяющихся схем пружин деки и дна.

6. Принципиально новый способ сборки инструментов, резко отличающийся от традиционных европейской и испанской с преимущественным использованием местных пород древесины с большой естественной выдержкой, натуральных животных клеев (осетрового, мездрового и других)

7. Обязательная настройка деки и элементов корпуса с использованием разработанных мною надсхемных принципов (формул) гитаростроения с использованием тщательного акустического анализа.
 
8. Принцип "бутона": изготовление инструментов с перспективой разыгрывания, т.е. акустически "юных".

9. Приоритет баланса, сустейна, тембра, динамического диапазона, полетности и проекции над громкостью, которая является диалектической противоположностью остальным качествам.

10. Принцип " хороших - около 5%). энергосбережения": стремление к увеличению удельной доли энергии, перешедшей в звук до 7-8% (в плохих инструментах эта цифра составляет приблизительно 3%, в средних - 4%
« Последнее редактирование: 17 Декабря 2018, 20:22:15 от Tatiana » Записан
Tatiana
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1327

Татьяна Отраднова


« Ответ #3 : 07 Января 2019, 22:46:00 »

Гитара - счастье или каторга?
Записан
Tatiana
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1327

Татьяна Отраднова


« Ответ #4 : 07 Января 2019, 22:47:56 »

Грег Смолмен
— Вступление
Давно назрела необходимость сказать несколько слов о мастере, чьи работы вызывают, пожалуй, наибольшее количество дискуссий. Приходилось слышать самые разные оценки работ Грега Смолмена, причём хулители его инструментов, которых немало, зачастую бывают слишком эмоциональными и категоричными, чтобы можно было считать их мнение взвешенным и профессиональным…
Читать далее https://vk.com/@ravilkarimoff-greg-smolmen
Записан
Tatiana
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1327

Татьяна Отраднова


« Ответ #5 : 10 Января 2019, 21:04:03 »

Диалог гитарных мастеров  Александра Ивановского (г.Гомель) и Равиля Каримова (С-Петербург): обсуждение принципов гитаростроения.  
                                   

Мои принципы гитаростроения.                                                                
                                          
1. Использование  древесины  длительной  естественной выдержки, особенно для деки-40-70   и более  лет. Это важнейшее условие благозвучия будущего инструмента

2. Максимальная жесткость конструкции (корпуса, грифа и т.д.).

3. Аккумулирующий эффект: много резонирующего  дерева - много звука (толщины деки вместо традиционных 2,5-2,8мм 3-4мм). Это касается и остальных элементов корпуса. В результате масса инструментов вместо традиционных 1,4-1,5кг увеличивается до 1,8-2,2кг.Внутри корпуса-100-200  настраиваемых акустических зеркал, микропанелей

4. Максимально возможное увеличение площади большого круга деки посредством различных геометрических эффектов.

5. Использование только авторских, никогда не повторяющихся  схем пружин деки и дна.

6. Принципиально новый способ сборки инструментов, резко отличающийся от традиционных европейской и испанской с преимущественным использованием местных пород древесины с большой естественной выдержкой, натуральных животных клеев (осетрового, мездрового и других)

7. Обязательная настройка деки и элементов корпуса с использованием разработанных мною надсхемных принципов (формул) гитаростроения с использованием тщательного акустического анализа.

8. Принцип "бутона": изготовление инструментов с перспективой разыгрывания, т.е. акустически "юных".

9. Приоритет баланса, сустейна, тембра, динамического диапазона, полетности и проекции над громкостью,кот. является диалектической противоположностью остальным качествам.          
    
10. Принцип " энергосбережения": стремление к увеличению удельной доли энергии, переходящей в звук до 7-8% (в плохих инструментах эта цифра составляет приблизительно 3%, в средних - 4%, в хороших-5%                                  

Равиль 11:45
•   
Александр, здравствуйте! В таких темах можно "утонуть" надолго, чего не хотелось бы. Постараюсь коротко. Уже лет семь как перестал оперировать в герцах (на первоначальных этапах это мне помогло). Но постепенно пришёл к тому, что художественный результат оценивается слушателем и музыкантом субъективно. Никто же не ходит на концерт с спектроанализатором. На мой взгляд лучший результат получается при такой же субъективной работе. Нужно больше слушать безусловно хороших исполнителей, вокалистов, скрипачей, тогда вырабатывается внутреннее ощущение правильного звука.
Что касается "принципов гитаростроения", то много возражений. Например пункт 2) максимальная жесткость конструкции. Зачем? Конструкция должна быть управляема, то есть легко и точно отзываться на изменение усилия играющего. Чтобы отвечать этой задаче жесткость должна быть не максимальной а оптимальной. Но сказать оптимальной, это значит заниматься демагогией, потому что любая конструкция находящаяся под напряжением должна иметь оптимальную упругость. Это очевидно и такое утверждение абсолютно неинформативно.

3) Ваша логика понятна, этот принцип использовал Герман Хаузер старший. Его толщины 3.3 - 2.1 что значительно массивнее классических испанцев того времени. Но не стоит забывать, что сила инерции "съедает" часть энергии колебания поэтому допустимое увеличение веса - грамм двести триста. Это уже достаточно много. Те немногие, качественно работающие модели что превысили этот рубеж (например Смолмен) построены на принципе выключения части конструкции из активного колебания (принцип литавр). И это кстати тоже приводит к значительному ухудшению управляемости.

5) Изучение работ выдающихся мастеров и практика, показывает что принципиальная схема должна быть достаточно консервативна. Поскольку древесина очень неоднородна то для того чтобы в рамках одной конструктивной схемы добиться более менее качественной состройки, преодолеть негармоничность резонансов, нужен немалый опыт работы с данной конструкцией. Поэтому разговор о "никогда не повторяющихся схемах" вызывает сомнения.

Крутой "Принцип бутона", ?? Любая гитара, даже если ей много лет, попав к новому гитаристу со временем меняет своё звучание, причём, если уровень гитариста невысок, то может меняться и в худшую сторону.Это очевидно, как очевидно и то, что инструмент не обладающий сейчас всеми профессиональными концертными качествами, не является хорошим. И разговоры о том что он потом "разыграется" это самоуспокоение. Пару дней после постановки струн уже достаточно чтобы иметь представление о классе гитары.
Методическую статью для преподавателей я писать не готов. Моей задачей было привлечь внимание к стандартным, повторяющимся ошибкам, и в схематической, но при этом чёткой и недвусмысленной форме показать как их можно избежать или исправить.
  
Записан
Tatiana
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1327

Татьяна Отраднова


« Ответ #6 : 10 Января 2019, 21:04:23 »

Александр:                                   
Выдающийся мастер Феликс Акопов утверждает, что спектроанализатор в несколько раз ускоряет настройку элементов инструмента. Дополню: он позволяет изучить объективную структуру звука, сравнить с субъективным восприятиеми, главное - определить численные качества красивого звука… Когда говорят: «этот звук тёплый», хочется спросить,-«а температурку не подскажете?» Вывод: субъективное + объективное(научное),иначе давайте описывать работу двигателя внутреннего сгорания в стихах. Человека в совершенстве владеющем спектральным анализом не встречал и даже не слышал о таком.

….в таких темах можно утонуть недолго… Не согласен: если акустику гитары разделить но 1000 частей, в каждой из них можно утонуть навсегда...Ваш земляк -,ныне покойный ,скрипичный мастер Стахов в своей книге написал, что человеческой жизни не достаточно для изучения подставки скрипки. Далее... мастер строит свои инструменты полагаясь на свои субъективные образы  звука. Страдивари ,вероятно ,пытался подражать в скрипках красивому сопрано, ведь человеческий голос - непревзойдённый инструмент…. Испытуемые люди с абсолютным слухом не способны различить звуки отстоящие друг от друга на полтона  - тон на частотах свыше 5000 герц и ниже 100-110 герц. Низшие гармоники своей мощностью маскируют последующие, более тихие… Каждые10 лет человек в среднем теряет 1000 герц… анализ причин опускаем…

Использование только субъективных ощущений-это понты, выражающиеся в преобладающем принципе работы мастера-методе ..”проб и ошибок”, - самом затратном и бестолковом… мастерство - способность формировать звук и управлять им в процессе изготовления инструмента. Бог "вдохнул" в древесину потенциальные акустические возможности.... Если бы он изготовил гитару лично из базовых возможностей (100%)осталось бы-90, в звук перешло бы 15-20% (если верить, что пружины, - необходимое зло). У лучших мастеров эти показатели-50-60 и 5-6%соответственно. Палисандр-признанный лидер в качестве материала для корпуса, но он же ловушка для мастера, особенно начинающего: даже акустически бездарно изготовленный палисандровый инструмент будет звучать красиво (если, конечно, не заполнить его изнутри...монтажной пеной) Утверждаю, что каждый «рукастый» мужик, имеющий минимальный столярный и отделочный опыт, используя палисандр или др. звучащее выдержанное дерево, способен с нуля сделать прилично звучащий инструмент….акустический минимум  я предоставлю… избранным…мною…
«сила инерции съедает» … уменьшая мощность, но зато увеличивается количество высших  гармоник и минимизируется возможность появления волчков… Хаузеру-1 Сеговия, приняв его 10-ю гитару строго сказал: из-за вашего инструмента я вынужден исключить из своего репертуара 2 произведения…волчки…. Схемы пружин я умею «читать»(и учусь). Так вот, главная идея Смолмена в «выключении» малого круга деки из звукообразования для концентрации её в большом (действительно, если излучающую возможность деки принять за 100%,доля большого круга примерно 80%). В некоторых моих схемах пружин удалось задействовать и малый круг…это трудная задача…. Решётки я делаю давно, но они принципиально отличаются от австралийских. По Смолмену  начал делать гитары Володя Пименов из Бобруйска, с которым я тесно сотрудничаю… Несмотря на палисандровый корпус, результаты пока скромные. Если он попросит, я помогу в плане акустики; мотивы: жалко палисандр и его трудового времени…

….Короче, творчество Смолмена мне неинтересно, т.к.противоречит моим акустическим понятиям… «Схема должна быть консервативна….», согласен, но, будучи по натуре нонконформистом, я не могу заставить себя копировать массовые схемы пружин, по которым изготовлено абсолютное большинство классических гитар: простой веер (Торрес-5 пружин, Флета-7). Лет десять назад я такой веер установил на фабричную (её высоко оценил известный питерский гитарист Сергей Ильин, сказав что этот инструмент достоин музыкальных училищ, а в прошлом году,-на одну из своих из массива… Но технологически, это не традиционный веер…. Каждую схему нужно отрабатывать на десятках гитар, это скучно…..Поэтому я разработал «надсхемные принципы», позволяющие «выжать» звук из любого варианта пружинного каркаса деки.
По поводу … «принципа бутона»: один из больших мастеров делал гитары по цене несколько десятков тысяч  долларов но в стоимость входило сервисное обслуживание: замена пружин через 8 и 16 лет. Пружины устают… В скрипках единственную пружину меняют примерно 3 раза в 100 лет . У крыс, как и у д р. млекопитающих  есть генетически заданный срок жизни, период до полового созревания  называют ювениальным… одну группу кормили избыточно, др.-скудно. У второй группы ювениальный период растягивался, а продолжительность жизни увеличивался на десятки процентов…. А теперь к акустике, резко… У гитары ювениальный период-период разыгрывания, далее-период стабильного звучания, затем - акустическая старость. Чем длительнее 1 период, - тем  длительнее второй, а перед наступлением третьего требуется замена всех пружин
….В городе Льеже(Франция) один раз в 2 года проводится конкурс скрипичных мастеров: каждый  мастер предоствляет 4 скрипки… Однажды победил один из мастеров… Но через 2 года даже студенты училищ отказывались играть на этих инструментах  наступила их скоропостижная акустическая смерть… С тех пор организаторы ввели ограничения на толщины дек скрипок,  по моему 2мм ,чтобы мастера не слишком «оптимальничали» в жесткости конструкции…… В первой половине 19 века невежественные скрипачи штурмовали мастеров с требованиями утоньшить деки ради увеличения громкости, а мастера отгоняли их как назойливых мух, понимая, что эта операция чревата потерей тембра, полётности и появлением волчащих нот, дисбаланса и т.д…
Срок акустической жизни массовых фортепиано - 5лет,а премиум-класса - до ста лет вес чугунной рамы у хреновых-около35 кг, у крутых-более 80,толщины дек у массовых-6-7мм у нормальных-8-9мм. Например , «Беккер»»Петрофф» весят 350 кг, а массовые-230-250,хотя  некоторые весят и по 350 кг, но это «благодаря» ламинату, футор и др. элементы  в нормальных делают из легкой резонансной ели…. О колоколах не буду рассказывать …звучат только очень тяжёлые…
Смысл вышеизложенного заключается в том, что любая акустическая система должна иметь упруго-податливую излучающую часть и жесткую тоже резонирующую часть, если же всё будет расслабленно «вихлять», дека  не сможет полноценно работать. Появится незначительная прибавка в тембре и значительная потеря в проекционной полётности, тембральной плотности, акустическом долголетии и т.д. Звук полученный декой заставляет её вынужденно вибрировать, но значительная часть энергии распространяется по всем элементам инструмента и чем дольше он там  циркулирует, тем меньшая его часть буде рассеяна и превращена  в тепло.

Информация для сайта предоставлена Александром Ивановским (г. Гомель)
Записан
Владимир
Новичок
*
Сообщений: 24


« Ответ #7 : 26 Апреля 2019, 21:56:11 »

По Смолмену  начал делать гитары Володя Пименов из Бобруйска, с которым я тесно сотрудничаю… Несмотря на палисандровый корпус, результаты пока скромные. Если он попросит, я помогу в плане акустики; мотивы: жалко палисандр и его трудового времени.
Здравствуйте. Внесу коррективы. Конструкцию Грега Смолмана никогда не применял, результатами своими я доволен, как и музыканты играющие на моих инструментах (хоть их и не много), в помощи как бы не нуждаюсь. Не люблю дезинформацию.



































Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Copyright © 2009-2010 Гитара.by - Белорусский гитарный сайт