Белорусский гитарный форум Гитара.by - Белорусский гитарный сайт
25 Апреля 2024, 09:18:10 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: А. Бугров "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУК В АРПЕДЖИО" (г. Киев)  (Прочитано 2693 раз)
Tatiana
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1326

Татьяна Отраднова


« : 16 Февраля 2020, 18:28:53 »

А. Бугров
ДМШ№4 г. Киев

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУК В АРПЕДЖИО

Обычно взаимодействие рук в арпеджио понимается так: левая рука одномоментно прижимает ноты, входящие в арпеджируемый аккорд, а правая рука защипывает струны в последовательности, предписанной нотным текстом. Так, в Школе М. Каркасси на стр. 9 написано: «Чтобы хорошо исполнять арпеджио, надо поставить пальцы на соответствующие лады, и после этого извлекать звуки. Когда прозвучит последний звук аккорда, взятого приемом арпеджио, следует поднять пальцы, чтобы переставить их на другие лады, то есть подготовить их к другому аккорду. Это правило обязательно. Пальцы правой руки касаются струн только в тот момент, когда они должны звучать, за исключением большого пальца».

Касательно левой руки можно сказать следующее: следуя вышеописанному рецепту, гитарист упускает возможность решать проблемы поэтапно и ему приходится решать одномоментно сразу несколько задач, которые с более высоким качеством и гораздо более надежно могут быть решены «в порядке поступления».

Ведь при исполнении арпеджио звуки, входящие в арпеджируемый аккорд, начинают звучать не одновременно, а в предписанной нотным текстом последовательности.  Это позволяет прижимать левой рукой не сразу все ноты, входящие в аккорд,  а поочередно, и даже готовить некоторые из них заранее – во время исполнения предыдущего арпеджированного аккорда. Так же можно для заблаговременного прижатия первой ноты следующего арпеджируемого аккорда заранее снимать (освобождать) требуемый палец с ноты  предыдущего аккорда. Эти возможности обычно упускаются.

Что касается действий правой руки, предложенный Каркасси способ отвергает появившуюся в последние десятилетия практику предварительной установки пальцев правой руки на струнах, благодаря которой  достигается гарантированно безошибочное защипывание именно той струны, которая нужна, а не соседней.

Нахождение пальцев на не звучащей в данное мгновение струне есть очень эффективное средство для достижения точности движения пальцев и точного дозирования усилий. При этом слово «апояндо» применяется в буквальном смысле, а именно: «опираясь на струну», и используя эту опору для достижения точности выполнения  будующей операции. Это дает одну из реперных точек. Таких точек нужно иметь две. Стало быть, нужно организовать еще одну. Проще всего поставить свободный палец на свободную струну. Где именно и как – рассчитывается отдельно для каждого случая. А таких случаев столько же, сколько нот в пьесе.

Нечто подобное делал киевский гитарист А.Н. Кириченко, когда еще не было ни Каненгайзера, ни Тамайо. Я однажды еще в 1977 году обратил внимание, что он свободный палец ставит на не звучащую в данный момент струну, на что он ответил, что ему так удобнее. Особого значения он этому не придавал и своим ученикам не предлагал. Свой очень красивый звук он объяснял тем, что, в отличие от других, струны защипывает наискосок. И тому же учил учеников.

Сергей Руднев в своей книге «Русский стиль игры на классической гитаре» помещает специальную главу «Временная опора», где приводит ряд упражнений для выработки этого умения.

Осмысленное использование опорных пальцев позволит кардинально улучшить качество звука. В последние десятилетия среди гитаристов появилось понимание того, что гитара дает чистый, сильный и глубокий звук тогда, когда звучащая струна движется перпендикулярно деке, начиная свое движение с положения между плоскостью струн и плоскостью деки. Для этого гитаристу нужно с высокой степенью точности  ощущать, в каком месте пространства струна соскальзывает с пальца и начинает свободные колебания.

Одной опорной точки в том месте, где предплечье лежит на кромке деки и обечайки, недостаточно даже для того, чтобы гарантированно защипывать именно нужные струны и не дергать при этом  соседние. Одну из дополнительных точек опоры для руки дает палец, сыгравший  apoyando  и остановившийся на соседней струне. При игре арпеджио  tirando можно заранее перед защипыванием ставить палец на струну, следуя принципу передачи прикосновения к струне с пальца, только что сыгравшего, на палец, который сыграет следующим.  Можно поставить большой палец на одну из басовых струн.

Возвращаясь  к теме взаимодействии рук в арпеджио, можно сформулировать принцип:
Пальцы левой руки ставятся на струны в той последовательности, в какой пальцы правой руки будут эти струны защипывать;
Способ опоры пальцев правой руки  и их заблаговременная подготовка на струнах для дальнейшего защипывания, равно как и способ защипывания, выбирается исходя из положения пальцев левой руки.  


Скачать лекцию А. Бугрова "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУК В АРПЕДЖИО"
« Последнее редактирование: 16 Февраля 2020, 19:28:13 от Tatiana » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Copyright © 2009-2010 Гитара.by - Белорусский гитарный сайт