БЕЛОРУССКАЯ ГИТАРНАЯ ШКОЛА: актуальное состояние и основные тенденции развития

Данная статья написана в 2004 году. С тех пор во всех сферах белорусской гитарной школы произошли ощутимые (большие или меньшие) изменения. Логично было бы ожидать появление дополненной и расширенной редакции этой работы (необязательно тех же авторов), в которой можно попытаться подвести итоги первого десятилетия XXI века. А пока мы все же решили выставить данный материал на сайте, дополнив его по необходимости небольшими уточняющими примечаниями.

Авторы.

Целью настоящей статьи является краткий, но целостный системный обзор актуального состояния современной белорусской гитарной школы и выявление основных тенденций ее развития. Работа не претендует на всестороннее, исчерпывающее рассмотрение темы и глубокий анализ всех элементов, составляющих гитарную школу на Беларуси. Нами скорее обозначается проблемное поле данной темы, требующей в дальнейшем серьезного научного изучения.

Поскольку речь пойдет об исполнительской школе, необходимо дать определение этому понятию. Термин «исполнительская школа» включает в себя несколько аспектов:

  • образовательная система на всех этапах: начальном, среднем и высшем, а также наличие на всех этих ступенях дипломированных преподавателей.
  • наличие методик преподавания (методических пособий, программ).
  • существование оригинального музыкального материала (репертуара), основанного на национальной музыке.

Начало развитию современной белорусской профессиональной гитарной школы положено относительно недавно. Лишь в 1963 году в ДМШ № 2 г. Минска был открыт первый в Беларуси класс гитары. В середине 1960-х последовало открытие класса в Минском музыкальном училище, а в 1977 году – в Белорусской государственной консерватории. У истоков белорусской гитарной школы стоял Н.П. Кошелев (1940–2000), возглавивший вскоре после открытия класс гитары в ММУ, а с момента открытия – в БГК. В 1983 году по его же инициативе был открыт Минский клуб гитаристов.

С начала 1990-х годов наступил новый этап развития гитарной школы в Беларуси. Если ранее она являлась составной, региональной частью советской гитарной школы без особых национальных и индивидуальных черт, то с созданием независимого белорусского государства возникают условия, при которых белорусские музыканты постепенно начинают осознавать свою национально-культурную специфику, обретая новые черты, способствующие более четкому самоопределению как самостоятельной исполнительской и композиторской школы.

Значительное влияние на гитарное искусство в Беларуси начинает оказывать искусство Западной Европы. Активизируются творческие контакты с зарубежными мастерами игры на гитаре. Происходит интенсивное знакомство с разнообразным современным репертуаром, с новыми веяниями в технике игры. Для белорусских музыкантов становятся доступны международные фестивали и конкурсы. В это время новый толчок к развитию получают практически все аспекты гитарного искусства.

Общеизвестно, что гитара является, пожалуй, самым популярным музыкальным инструментом, из чего вытекает и огромный спрос на начальное обучение игре на ней. Однако главная проблема кроется в несоответствии представлений о доступности ее освоения и восприятии ее по большей части как аккомпанирующего инструмента при исполнении песен и романсов с реальными богатыми музыкально-выразительными возможностями гитары и широтой репертуара. Кроме этого следует отметить серьезную нехватку квалифицированных преподавателей, и не только в детских музыкальных школах. Показателен тот факт, что даже в некоторых музыкальных училищах республики класс гитары (кстати, он существует в десяти из одиннадцати училищ) ведут специалисты, не получившие образования как гитаристы. Правда, в последнее время наметилась некоторая тенденция к постепенному увеличению количества дипломированных преподавателей-гитаристов с высшим образованием. Помимо Академии музыки более десятка лет их готовят в БГУ культуры и искусств, а в 2002 году класс гитары официально открыт на музыкально-педагогическом факультете Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка [1].

Проблемной областью является методический аспект белорусской гитарной школы. Тот факт, что только в 2003 году были изданы программа для средних специальных заведений культуры и искусств (составители В.С. Живалевский, Е.Е. Данилов) и программа для детских школ искусств (составитель И.Ф. Кузьмицкий), говорит о многом [2]. До этого преподаватели работали по программам, разработанным еще в 1970–1980-е годы московскими гитаристами. Единственной изданной за несколько десятков лет методической разработкой по начальному этапу обучения игре на гитаре является «Методика проведения первых уроков с начинающими в классе гитары ДМШ» (Минск, 1988) В.В. Громова. Правда за последние годы появились интересные наработки Ю. Куриловича, являющегося автором т. н. «интегрально-матричного» метода обучения игре на гитаре, который позволяет снизить возраст начала обучения с 8 до 5 лет. Следует отметить и появление в 2001 году сборника «Арпеджио для шестиструнной гитары» И.Ф. Кузьмицкого, который может служить важным подспорьем в развитии технических навыков обучающегося на всех этапах музыкального образования [3].

Одним из важнейших условий существования национальной школы является наличие национального, в том числе народного, музыкального репертуара. В белорусской гитарной школе он распределен по разным звеньям обучения весьма неравномерно. С начала 1990-х годов века к гитаре начинают активно обращаться профессиональные белорусские композиторы. В данное время создается большое количество оригинальных произведений. В первую очередь это «Мирский замок» Г. Гореловой, сюита «Intavolatura» А. Литвиновского. Появляются и ансамблевые пьесы и циклы, принадлежащие перу Г. Гореловой, В. Кузнецова, Е. Поплавского, М. Морозовой, В. Войтика и др., в которых гитаре отведена важнейшая роль, а также первый белорусский Концерт для гитары, струнных и колоколов Г. Гореловой.

Начинают довольно активно сочинять для своего инструмента и сами гитаристы. Серьезной опорой на белорусскую национальную интонацию отличаются произведения (в основном вариационной формы) В. Живалевского, интерес к исторической тематике выразился в творчестве В. Захарова созданием цикла «Ностальгия по Великому Княжеству Литовскому», появились качественные обработки для гитары пьес из «Полоцкой тетради» и «Виленской лютневой тетради». Весьма плодотворно трудятся на этой ниве и другие гитаристы-композиторы – И. Кузьмицкий, Е. Гридюшко, И. Шошин.

Свидетельством интереса к белорусской гитарной музыке за рубежом является запись Я. Скрыганом в Голландии диска с произведениями белорусских авторов (2001), а также издание ряда сборников произведений и отдельных пьес в итальянских, немецких, польских издательствах и во французском журнале «Les Cahiers de la Guitare et de la Musique».

Однако все это касается репертуара, предназначенного, в основном, для концертного исполнения уже играющими гитаристами. Иначе обстоит дело с репертуаром для начинающих. Пока не нашелся автор, чей творческий дар был направлен именно на сочинения ярких, интересных и одновременно национально самобытных пьес для тех, кто только делает первые шаги в освоении такого непростого музыкального инструмента. Можно лишь отметить отдельные удачи, вышедшие в «Альбоме юнага гітарыста» (Мінск, 1994). Возможно, отчасти выйти из положения сможет помочь Международный конкурс на лучшее сочинение и обработку народной темы для детских музыкальных школ «Семь нот–шесть струн», проводимый в Гомеле с 2001 года, который явился дополнительным стимулом для белорусских авторов. Результатом первого конкурса стал выпуск сборника с 27 произведениями [4]. Но это лишь «первые ласточки», а пока основой репертуара для начинающих является преимущественно испанская и латиноамериканская музыка [5].

Одним из важных элементов гитарной школы следует указать активную концертно-просветительскую деятельность Клуба гитаристов Беларуси во главе с бессменным Олегом Копенковым. С конца 1990-х годов главным музыкальным событием в гитарной жизни страны становится ежегодный международный фестиваль «Ренессанс гитары» в Гомеле, для участия в котором приглашаются музыканты из России, Украины, Восточной Европы. По итогам фестиваля выпускается альманах «Ренессанс гитары», подробно освещающий фестивальные дни. Периодически гитарные фестивали проводятся в Минске, Витебске, Гродно, Пинске [6]. Если сравнить данный факт с положением дел в конце 1980-х годов, когда в Беларуси был проведен первый гитарный фестиваль, то налицо очевидный прогресс. Кроме того, с 2000 года в Гомеле выпускается журнал (музыкальный альманах) «Беларуская гітара», рассказывающий о гитарной жизни в Беларуси и за ее пределами.

Как уже отмечалось выше, с начала 1990-х годов у белорусских музыкантов появилась возможность принимать участие в международных конкурсах. Свидетельством высокого профессионального уровня белорусских гитаристов являются знаменательные победы В. Захарова, Д. Асимовича, Я. Скрыгана, Н. Липницкой, Ю. Лонской, П. Кухты и др [7]. Многие белорусские исполнители хорошо известны за рубежом и часто становятся участниками международных фестивалей, приглашаются в жюри различных гитарных конкурсов. О развитии исполнительского гитарного искусства свидетельствует французский журнал «Les Cahiers de la Guitare et de la Musique»: «Беларусь – активная в гитарном отношении страна, которая наконец выходит из изоляции».

Однако, в целом ситуация все же не столь радужна. Главная проблема заключается в слабой востребованности массовым слушателем в нашей стране серьезной, академической музыки вообще и для классической гитары, в частности. Поэтому одной из негативных тенденций сегодняшнего времени является отъезд ряда талантливых гитаристов за рубеж. Мы теряем лучшие кадры, которые готовились долгие годы в нашей системе музыкального образования. А сейчас их искусству внимает западноевропейский слушатель, который, следует признать, во многом более адекватно (и в материальном смысле, в том числе) может оценить мастерство и профессиональный уровень наших музыкантов.

Еще одной серьезной проблемой является отсутствие плодотворного и обстоятельного обсуждения педагогических, методических, технических вопросов в рамках семинаров и конференций. Не заметен пока интерес к гитарной музыке и гитарной проблематике в целом со стороны отечественных музыковедов. Налицо недостаток научно-исследовательской рефлексии над различными аспектами белорусского гитарного искусства [8].

Таким образом, нами обрисованы основные черты и особенности современной гитарной школы на Беларуси. Следует отметить, что существует немало проблемных мест, наличие которых может в дальнейшем сказаться самым неблагоприятным образом на состоянии дел в этой области белорусской культуры. Однако целый ряд фактов свидетельствует о том, что за последние полтора десятилетия начала складываться полноценная национальная исполнительская школа. Полагаем, что потенциал нашей гитарной школы весьма значителен, и в будущем нас ждут новые, интересные исполнительские, композиторские, педагогические и методические открытия.

К.О. Успенский, М.Л. Цеханович

Опубликовано в научно-методическом журнале «Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання» (2004, № 2), С. 31–33. Сокращенный вариант напечатан в виде тезисов доклада в сборнике «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (тез. II Междунар. науч.-практ. конф., Тамбов, 12-13 апр. 2007 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2007), С. 24–26.


Примечания

[1] В сентябре 2009 г. музыкально-педагогический факультет БГПУ переименован в факультет эстетическо-го образования.

[2] В 2008 г. издана первая белорусская программа по гитаре для общеобразовательных учреждений:
Игра на музыкальном инструменте. Гитара. I–IX классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений / сост. К.О. Успенский, Е.В. Коломыцева. – Минск: М-во образования Респ. Беларусь, Нац. ин-т образования, 2008. – 32 с.

[3] В ближайшее время планируется издание двух серьезных методических работ И.Ф. Кузьмицкого: по формированию начальных навыков игры и комплексной системы технического развития учащихся на основе планомерного изучения гамм, трезвучий и арпеджио, что, надеемся, станет своеобразным «прорывом» в этой области у нас в республике.

[4] К концу 2009 г. таких сборников вышло уже восемь, а общее количество опубликованных в них пьес (преимущественно белорусских авторов) уже перевалило за четыре сотни.

[5] Отрадно констатировать, что за почти 6 лет со времени журнальной публикации этой статьи, ситуация ощутимо изменилась. Благодаря явно возросшей творческой активности белорусских гитаристов (О. Копенкова, И. Лонского, Р. Ташпулодова, А. Федоркова и др., а также дополнивших свой композиторский багаж пьесами для детей Е. Гридюшко, И. Кузьмицкого) отечественная музыка (пусть не всегда с национальным колоритом) все более определенно входит в учебный репертуар школьников.

[6] С 2008 г. проводится гитарный фестиваль в г. Бресте.

[7] За несколько прошедших лет количество белорусских гитаристов–лауреатов различных международных конкурсов ощутимо возросло. Особо хотелось бы отметить успехи на этом поприще таких наших молодых исполнителей как Н. Максимчик, Ю. Нехай, И. Дедусенко.

[8] В данных направлениях, к сожалению, «воз и ныне там». Правда, «свет в конце тоннеля» забрезжил в связи с началом функционирования в 2009 году сразу двух белорусских сайтов, посвященных гитаре: www.gitara.by (создатель и модератор Алексей Отраднов) и www.queenguitar.by (создатель и модератор Роман Ташпулодов). Начавшиеся там дискуссии (в виде небольших статей и форума) по актуальным проблемам современного гитарного искусства (главным образом, белорусского), надеемся, дадут ощутимый импульс к вышеупомянутой «научно-исследовательской рефлексии».


Биография Кирилла Успенского

Статья «Пять веков гитарной музыки» (Автор: Татьяна Асташонок)

Обсуждение творчества Кирилла Успенского на форуме

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович