Человек, который играет сердцем

Интервью с Денисом Асимовичем

Денис Асимович

Елена Бычко

Алексей Левитин

"Величайшей заслугой человека остается, то, что он как можно больше определяет обстоятельства и как можно меньше дает им определять себя", — сказал И.В.Гете.

Эти слова вспомнились как-то сами собой во время разговора с Денисом Асимовичем, белорусским музыкантом и композитором, талантливым гитаристом. Наша беседа проходила в больничной палате онкологического диспансера в Боровлянах, где Денис проходит курс радиотерапии после двух сложнейших операций по удалению опухоли.

Денис Асимович родился в маленьком белорусском городке Жодино. Будучи еще ребенком, в возрасте двух лет он полностью лишился зрения. "Физическая слепота — моё естественное состояние. Никаких зрительных образов у меня нет, я как будто родился незрячим. И я настолько свыкся со своей слепотой, что чувствую себя в жизни абсолютно комфортно", — говорит Денис.

Увлечение музыкой началось в раннем детстве. Уже в 3 года мальчик мог на слух воспроизводить пьесы классического репертуара, проявлял огромный интерес к року, джазу, поп-музыке.

Корр.: Как же и с чего началось твоё увлечение музыкой?

Денис: За это надо сказать спасибо моей маме. Когда я был совсем маленьким, она купила проигрыватель, пластинки с разной музыкой, и мир прекрасного стал постепенно раскрываться передо мной.

К беседе присоединяется мама, Галина Михайловна.

Галина Михайловна: С двух лет я стала замечать у Дениса недетский интерес к серьезной музыке. Когда я ставила ему пластинку с произведениями Баха, он клал голову на стол и полностью погружался в музыку. Если же ему мешали разговорами или какими-то сторонними звуками — очень возмущался. Видно было, как глубоко он переживает музыку, пропускает ее через себя.

Корр.: А когда появилась мысль, что ребенка надо отдавать именно в музыку?

Галина Михайловна: Я изначально хотела, чтобы сын занимался музыкой. Конечно, я не думала о том, что он будет профессиональным музыкантом, но очень хотела, чтобы жизнь Дениса была связана с искусством. Распознать профессиональные качества нам помог директор музыкальной школы в Жодино Виталий Чаровский. Именно он определил, что у Дениса абсолютный слух.

Я же просто старалась все время поддерживать интерес сына к музыке, дополнять его музыкальное образование: водила его на различные концерты; когда мы бывали за границей, всегда старалась достать билеты на выступления талантливых исполнителей.

Однажды мы попали на концерт гитариста Эрнесто Битетти. Тогда у Дениса и начал проявляться интерес именно к гитаре.

Когда он сказал мне, что хочет играть на этом инструменте, я купила ему борисовскую "деревяшку" за 6 рублей. Он стал осваивать инструмент исключительно на слух. И поскольку слух у него абсолютный, начал подбирать произведения, которые были знакомы ему с детства.

Потом мы купили фортепиано, которое, кстати, было у него вторым инструментом и в Академии музыки, нашли учителей, и он стал заниматься.

По совету Надежды Логуновской, преподавателя фортепиано, Денис продолжил образование в Гродно. Став выпускником Гродненского музыкального училища по классу классической гитары, он продолжил свое образование у известного гитариста и педагога, лауреата Международных конкурсов Владимира Захарова.

Это был первый шаг в карьере начинающего гитариста. Последующие шаги были довольно серьезными: победа на областном конкурсе; затем на Республиканском им. Жиновича. После был IX Международный конкурс гитаристов в г. Кракове (Польша), откуда Денис вернулся лауреатом. Ему тогда было 17 лет.

С 1993 г. Денис – студент Белорусской Академии Музыки (класс известного гитариста и педагога Евгения Гридюшки), которую в 1998 г. заканчивает с отличием. Затем последовал конкурс слепых музыкантов в Чехии, за победу на котором Денис получил свой первый серьезный авторский инструмент.

После победы на этом конкурсе Дениса пригласили на стажировку в Чехию.

Денис: Я стажировался у изумительного человека, талантливейшего музыканта, профессора Пражской Академии Музыкальных искусств Штепана Рака. Вместо положенных трех месяцев в Чехии мы провели полгода. И я считаю, что именно эта стажировка сформировала меня как музыканта. Всеми своими достижениями в гитаре я обязан Штепану Раку.

Корр.: Денис, в одном из своих интервью, ты вспоминал высказывание Вишневской: "В любом деле на таланте можно выезжать до первого сбоя". Твои успехи — это ведь просто результат твоего титанического труда...

Денис: В этом высказываний речь идет, скорее, о труде педагога... Я очень быстро понял, что на таланте далеко не уедешь, но мне очень везло на учителей. В первую очередь — это величайший гитарист Штепан Рак. Периодически я ездил в Москву, чтобы брать уроки у профессора Гнесинки, Александра Фраучи. Судьба свела меня и с Владимиром Мулявиным, с которым мы очень плодотворно общались последний полтора года его жизни.

Своих учителей Денис неизменно вспоминает с благодарностью. У каждого он учился чему-то своему. Владимир Захаров стал для него образцом исполнительского искусства. Евгений Гридюшко занимался с Денисом техникой игры, ввел его в мир современной музыки. Штепан Рак поразил артистизмом своего таланта, научил проникать в суть произведения, понимать его "душу", поделился секретами преодоления технических трудностей. Александр Фраучи помог в постановке правой руки, а также дал немало полезных советов в интерпретации старинной музыки.

Корр.: Как ты сам можешь объяснить, почему музыка стала для тебя делом жизни?

Денис: Я считаю, что моя увлеченность музыкой была во многом предопределена моим физическим недостатком. Закройте глаза, и вы увидите, как сразу сузится мир. Многие вещи совершенно перестают для вас существовать: вы не можете видеть глаза собеседника, не можете представить себе его лицо. Очень сильно затруднено общение: ты не видишь реакцию своих собеседников, и об их эмоциях можешь только догадываться.

Расширять границы этого мира, создавать свой собственный проще всего через различные виды искусства. В моем случае это музыка.

Мне кажется, что искусство в этом плане больше нужно людям физически неполноценным, потому что это возможность забыться, уйти из реального мира в мир воображаемый.

Именно поэтому я не вижу никакого особого подвига в том, что много работал. На самом деле мне просто ничего не оставалось делать. Когда человек видит окружающий мир, ему не надо придумывать себе какие-то образы. А когда живешь в мире своих внутренних переживаний — любое музыкальное произведение ты воспринимаешь очень глубоко, переживаешь, пытаешься представить.

Корр.: Так в чем же цель того, что ты делаешь?

Денис: Своей музыкой я стараюсь принести людям радость. Я всегда делал то, что мог, что умел, и всегда был честным в этом плане. Я всегда честен со своими слушателями, со своими учениками.

Галина Михайловна: Честен настолько, что всё, что знает и умеет сам, сполна отдает людям. Никогда я не замечала за ним никакой зависти по отношению к более успешным коллегам, только радость оттого, что такие музыканты есть, что преуспевают его ученики...

Корр.: Среди тех, кого ты учил, были одаренные ребята?

Денис: Я работал в основном в кружках и давал уроки частным образом. И я никогда не выбирал себе учеников. В преподавательской деятельности я руководствуюсь принципом Одоевского: из талантливого ученика, каждый дурак сделает мастера, а настоящий педагог тот, кто из самого обыкновенного ученика сделает хотя бы что-то. Ведь главное, привить отношение к музыке, научить понимать ее, а не воспитать виртуоза.

Корр.: Если отвлечься от физического состояния человека... Кого же все-таки можно назвать человеком полноценным?

Денис: Физическая боль настолько засела у меня в подсознании, что я скажу: хорошо иметь и то и другое. Но если уж отвлечься от физического, то полноценным, безусловно, можно назвать только человека наполненного духовно. И я бы не хотел быть здоровым физически, но при этом не знать духовного, не чувствовать красоту, не знать, что такое чудо.

Счастье рядом с нами очень субъективно: мы счастливы лишь тогда, когда не видим несчастья рядом с нами. Но такое счастье иллюзорно. Об этом писал А.П. Чехов в рассказе "Крыжовник": надо открыться, замечать то, что происходит вокруг, помогать нуждающимся. Эту мысль озвучил и Окуджава в одной из своих песен: "Дверям закрытым — грош цена". Сердце человека должно быть открыто, и духовно полноценный человек понимает, что в этом и есть истинное счастье. Сегодня дети и молодежь, к сожалению, воспитываются на совершенно других принципах: с молодых ногтей им говорят о преобладании материального над духовным. А главный принцип, я думаю, тот, что озвучил Христос: "Давайте, и дастся вам".

Корр.: Вера в Бога есть залог духовной полноценности?

Денис: Я думаю, да. Потому что именно с этого начинается истинная духовная мудрость. Без веры — мудрость житейская, она есть у многих, но она не является залогом счастья.

Очень часто человек зависимый от материального, оглядываясь назад, понимает, что он, вращаясь в колесе повседневных дел, удовлетворяя свои физические потребности, совсем не счастлив. А, значит, бытовая, зыбкая земная мудрость ничего ему не принесла. Для того чтобы обладать высшей мудростью, понять глубинный смысл существования человек должен переосмыслить свою жизнь, духовно возродиться, а без веры в Бога это невозможно.

(Опубликовано в журнале "Твоё поколение" № 1, июль 2007 года, с. 12-15)


Дополнительные материалы

Биография Дениса Асимович.

Денис Асимович. Заметки о гитаре.

«Струна чарует слух мелодиями рая» (cтатья Виталия Родионова).

Аудиокассета с записью музыки в исполнении Дениса Асимовича

Обсуждение творчества Дениса Асимовича на форуме Гитара.by

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович