Игорь Кузьмицкий. От автора.

Согласно программным требованиям, за время обучения в ДМШ учащийся должен освоить гаммы, трезвучия и арпеджио во всех тональностях. На деле же, в большинстве случаев эти требования не выполняются. Это обусловлено не только тем, что на проработку «технического минимума» педагогам нередко не хватает времени, но и отсутствием учебнометодических пособий, включающих в себя материал по гаммам, трезвучиям и арпеджио, последовательно и логически выстроенный с 1-го по 5-й класс. При создании данной работы автор ставил перед собой цель сформировать комплексную систему технического развития учащихся с учетом гитарной специфики.

Настоящее учебно-методическое пособие включает в себя материал для технических зачетов на весь 5-летний период обучения в ДМШ. Для того чтобы уменьшить общий объем работы, предлагается выучивать в течение одной четверти гамму, трезвучия и арпеджио в одной тональности. Следовательно, в учебном году ученик проходит четыре тональности. За весь период обучения учащийся должен таким образом проработать четырнадцать тональностей, наиболее часто встречающихся в гитарной музыке. Большая часть гамм представлена в типовой аппликатуре. Такой подход значительно упрощает работу ученика над техникой. Минорные гаммы представлены в натуральном виде, так как данный вид минора может быть широко использован в импровизации.

Одним из наиболее значимых элементов пособия является разработанная система темпов исполнения гамм в каждом классе. Эта система является очень важным стимулирующим фактором развития техники учащихся. Шкала темпов проверена на практике и выстроена на основе естественного роста технического мастерства у большинства учеников. Для более способных учащихся может быть поставлена задача превзойти темповые нормы своего класса.

На одной из первых страниц пособия дана последовательность исполнения гамм, трезвучий и арпеджио па техническом зачете. Предлагается сначала исполнять трезвучия, а затем арпеджио и гамму. На первом году обучения рекомендуется исполнять гаммы приемом тирандо, а со 2-го по 5-й класс — тирандо и апояндо, При этом основная роль отводится приему тирандо, так как он чаше используется в игре.

Наряду с приемом тирандо на первом году обучения рекомендуется использовать безногтевой способ игры штрихом поп legato. Ногтевой способ игры желательно вводить со 2-3-го класса. Использование штриха поп legato дает возможность гитаристу играть с «подготовкой», которая подразумевает осознанную постановку пальца на струну перед звукоизвлечением. Такой способ игры позволяет осуществлять контроль над силой, ровностью и произношением звука.

Следует также отметить, что при игре двухоктавных гамм триолями целесообразнее исполнять два раза верхнюю, а при повторе и нижнюю ноту гаммы для того, чтобы начало и окончание попадали на сильную долю. Такой способ игры значительно упрощает исполнение триолей и не тормозит развитие данного вида техники.

Часто ученики старших классов не играют гаммы лишь потому, что не были приучены к этому в младшем возрасте. Поэтому очень важно с первого класса приобщить учащегося к данному виду работы. Преподаватель должен объяснить ученику, что игра гамм значительно влияет на формирование его беглости, без наличия которой становится невозможным исполнение ярких и виртуозных музыкальных произведений.

Планирование работы над техническим материалом требует от педагога умения распределить учебное время ученика таким образом, чтобы тот успел подготовиться к техническому зачету, параллельно работая над основной экзаменационной программой. Для этого следует соотнести общее количество уроков в четверти и время, необходимое для усвоения данного ма­териала среднему ученику. В каждой четверти не менее пятнадцати уроков. Практика показывает, что выучивание одного тонального комплекса происходит за 2-3 урока. Когда комплекс выучен, его следует внести в разыгрывание перед занятием дома или в школе. Для этого необходимо первые 10-15 минут урока уделять данным видам техники. Можно также разбить весь комплекс на три части и прорабатывать каждый вид техники на раз­ных уроках. Выучив гамму, трезвучия и арпеджио на трех первых уроках в четверти и работая над развитием техники в течение 10-12 уроков, учащийся значительно повысит свой технический уровень. Исходя из этого, не стоит откладывать изучение гаммы на середину или конец четверти, так как в конце четверти ученик уже должен ее сдать. Следует фиксировать в индивидуальном плане учащегося в конце каждого учебного года уровень освоения технического материала в соответствии с темпом по метроному.

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович