Игорь Кузьмицкий. От автора.

Несмотря на то, что тремоло является одним из наиболее инте­ресных и важных приёмов игры на гитаре, его изучение, как правило, начинается в музыкальном училище и лишь изредка в старших клас­сах музыкальной школы. В целом, это происходит по следующим при­чинам. Во-первых, очень мало простого и доступного репертуара, при помощи которого можно было бы постепенно сформировать данный вид техники в музыкальной школе (такие пьесы как, например, «Вос­поминание об Альгамбре» Ф. Тарреги или «Грёзы» А. Иванова-Крам­ского требуют уже достаточно высокого уровня исполнительского мас­терства). Во-вторых, педагоги ДМШ, ДШИ и музыкальных студий, очень часто «обходят стороной» этот приём игры, считая его слишком слож­ным для первого звена обучения, поскольку не имеют методики после­довательного освоения тремоло.

В представленном учебно-методическом пособии собран автор­ский музыкальный материал, который составлен с учётом постепен­ного роста сложности (2-5 класс и далее). На основе этого материала учащиеся могут осваивать приём тремоло постепенно со второго клас­са, начиная с небольших и доступных произведений (Этюд «Ожидание» и пьеса «Утрата»). Особое значение имеет наличие в работе методики освоения данного вида техники, в которой предлагается разделение процесса обучения на три этапа соответствующих уровням сложности (начальный, средний, высокий). Методические рекомендации пособия могут быть использованы при освоении приёма тремоло не только на начальном, но и на среднем уровне музыкального образования. Тем более что сложность некоторых произведений («Дневной сон», «Впе­чатлённый любовью», этюд «Нашествие») выходит за рамки музыкаль­ной школы.

Опираясь на опыт работы с учениками, можно сказать, что, как правило, процесс формирования техники тремоло у учащихся, занима­ет 1,5-2 года. Начав работу над этим приёмом на втором или третьем году обучения, ученик будет иметь возможность подготовить достаточ­но сложную пьесу на тремоло в 4-5 классах. Под сформированной техникой данного приёма игры следует понимать развитость беглости (восьмая =120-160 или четвертная = 60-80 ударов метронома при игре тридцатьвторыми) и ровности чередования пальцев во взаимосвязи со слуховыми ощущениями, которые контролируют выполнение конкретной художественной задачи. Кроме того, тремоло можно считать отработанным, если гитарист может довольно легко играть его в течение 4-5 минут. Развитие данного вида техники рекомендуется отслеживать при фик­сировании результатов по метроному.

Одной из главных задач является отработка нужного баланса го­лосов, при котором мелодическая линия верхнего голоса звучала бы ярче, чем партия аккомпанемента. Добиваясь нужного результата, не­обходимо также следить за интонированием каждого голоса одновре­менно. Нельзя забывать и о том, что пьесы на тремоло могут звучать гораздо интереснее, когда исполнитель умело, пользуется агогикой (ускорение и замедление темпа внутри фразы).

Следует также отметить, что учащиеся с развитой моторикой мо­гут добиться высокого уровня беглости за 2-3 месяца занятий, но не редко их игра выглядит «грязной» и неровной. Чтобы избежать этого, рекомендуется при активном слуховом контроле планомерно осваивать беглость, ровность и качество исполнения тремоло. Нужно также пом­нить и о том, что в процессе игры в руках возникает усталость, а вни­мание ослабевает, и поэтому надо чаще делать перерывы для отдыха. Данный подход к занятиям обязательно внесёт определённый порядок в работу над тремоло и повысит её результативность.

Мастерское исполнение пьес на тремоло всегда доставляет огромное удовольствие, как исполнителям, так и слушателям. Желаю Вам, уважаемые гитаристы, трудолюбия, терпения и любви к занятиям на гитаре, на пути освоения этого прекрасного и необыкновенного приё­ма игры.

Автор выражает большую благодарность Успенскому Кириллу Олеговичу,

старшему преподавателю кафедры народных инструментов

Белорусского государственного педагогического

университета им. М. Танка

за помощь в редактировании теоретической части

 

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович