ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. ЖИВАЛЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ БЕЛОРУССКОГО ГИТАРНОГО ИСКУССТВА

    Белорусское гитарное искусство представляет собой значимое явление в современной музыкальной культуре. Существует национальный репертуар, состоящий из оригинальных произведений; подготовлена целая плеяда ярких исполнителей; успешно функционирует образовательная система на всех уровнях. Во многом, это результат наступившего с начала 90-х годов ХХ века нового этапа развития гитарной школы в Беларуси. В это время белорусские гитаристы, как отмечают К. Успенский и М. Цеханович, «постепенно начинают осознавать свою национально-культурную специфику, обретая новые черты, способствующие более четкому самоопределению как самостоятельной исполнительской и композиторской школы» [2, с. 32]. Ключевой фигурой этого процесса, серьезно повлиявшей на развитие основных аспектов гитарного искусства Беларуси, стал Валерий Живалевский.

    Валерий Серафимович Живалевский – гитарист, композитор, педагог, исследователь, музыкально-общественный деятель, профессор Белоруской государственной академии музыки, родился в 1961 году в г. Гродно. Является выпускником Белорусской государственной консерватории, а затем ассистентуры-стажировки при Московском государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне – Российская академия музыки). В 1983 г. В. Живалевский становится лауреатом VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады, и с этого момента начинается его активная исполнительская деятельность в течение более десяти лет. Он выступал как с сольными концертами, так и в ансамбле с известными исполнителями и коллективами не только на территории Беларуси, но и в Польше, Литве, России. В его репертуаре произведения различных эпох: музыка И.С. Баха, лютневые пьесы композиторов Ренессанса и барокко, опусы крупнейших гитарных композиторов XIX–XX вв., сочинения современных белорусских композиторов, написанные в теснейшем с ним сотворчестве. Гитарист сделал много записей на радио и телевидении. К сожалению, из-за профессиональной болезни правой руки в настоящее время он практически не выступает на сцене.

    Немало белорусских гитаристов сочиняют музыку для своего инструмента, однако, судя по количеству произведений, по их масштабу и разнообразию, Валерия Живалевского можно выделить как ведущего гитарного композитора Беларуси. Он автор значительного количества произведений для гитары соло, гитары в ансамбле, гитары с оркестром, при этом значительная часть из них написана под влиянием белорусского фольклора. Хотелось бы выделить цикл пьес «Литвинские фантазии», одна из которых – вариации на тему белоруской народной песни «У полі бяроза» – является, пожалуй, самым популярным и часто исполняемым отечественным гитарным произведением. Нельзя не отметить «Белорусскую старинную сюиту» для двух гитар с камерным оркестром, «Детскую сюиту» для двух гитар и, конечно, такие проникновенные (как по своему художественному содержанию, так и по музыкальной интонации) маленькие шедевры, как Элегия «Памяти Сергея Полуяна» и Прелюдия «Сикстинская мадонна». В. Живалевский – автор Фантазии для гитары и фортепиано, Фантазии «Памяти Э. Вила-Лобоса», более десятка прелюдий, а также ряда транскрипций лютневой музыки XVI–XVII вв.

    Перу Валерия Живалевского принадлежит большое количество публикаций в различных научных и периодических изданиях по истории бытования гитары и такого старинного близкородственного гитаре инструмента, как лютня, на белорусских землях. Именно он более двадцати лет назад первым начал по крупицам раскапывать наше прошлое, знакомя с именами музыкантов, творивших на Беларуси. Весь накопленный за эти годы материал недавно воплотился в солидный труд – книгу под названием «Лютня і гітара на беларускіх землях» [1]. Хотя книга эта является, в первую очередь, учебным пособием для студентов гитарных классов вузов республики, можно быть уверенным, что она, как справедливо отмечает автор введения К. Успенский, «на доўгія гады стане настольнай энцыклапедыяй для шырокага кола беларускіх гітарыстаў, як прафесіяналаў (выканаўцаў і педагогаў), так і аматараў гэтага цудоўнага інструмента» [1, с. 3]. В работе В. Живалевского удачно сочетается фундаментальный научно-исследовательский подход с достаточно свободным литературным стилем, что не позволит превратить проникновение в живые исторические пласты одной из сфер музыкального искусства в простое изучение «сухого» академического трактата. Тем более что, по словам автора книги, «лютня – атаясненне нацыянальнага ў адраджэнскай паэзіі пазамінулага стагоддзя», а гитара, согласно метафоре В. Сырокомли, «сэрца нашае» [1, с. 7, 32].

    Значителен вклад В. Живалевского и в профессиональную подготовку талантливой молодежи. Среди выпускников его класса почти все те, кто ныне составляет гордость белорусской гитарной школы – как яркие исполнители-лауреаты самых престижных международных конкурсов, так и ведущие педагоги учебных заведений республики.

    Таким образом, сопоставляя широту деятельности и масштабность достижений Валерия Живалевского в различных областях гитарного искусства с характерными особенностями развития белорусской гитарной школы за последние два десятилетия, можно, нисколько не умаляя важности вклада в это развитие ряда других отечественных гитаристов, все же с уверенностью констатировать, что именно его творческая деятельность самым активным и непосредственным образом повлияла и продолжает влиять на траекторию и качество этого процесса. В. Живалевский – виднейший белорусский гитарист, чье имя уже вписано «крупными буквами» в летопись национального искусства.

Ольга Гейль

Список использованной литературы

1. Жывалеўскі, В.С. // Лютня і гітара на беларускіх землях: вучэб. дапам. / В.С. Жывалеўскі; уводз. К.А. Успенскага; Беларус. дзярж. акад. музыкі. – Мінск, 2008. – 180 с.

2. Успенский, К.О. Белорусская гитарная школа / К.О. Успенский, М.Л. Цеханович // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – № 2. – С. 31–33.

Опубликовано в сборнике научных статей «Актуальные проблемы эстетического образования: исторический, научно-теоретический и методический аспекты» (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010), С. 146–147.

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович