Статья Людмилы Лузько "Беларусь – Франция: связующие струны "

В музыкальной культуре всегда есть знаковые, этапные, поворотные события. События, которые получают широкий резонанс не только благодаря своей огласке, но которые резонируют в сердцах и умах музыкантов, наполняя их новыми творческими импульсами, подвигая их к новым творческим свершениям. Благодаря таким событиям складывается история музыки и ее настоящее. 

Одним из таких знаковых явлений для белорусской профессиональной гитарной музыки стал приезд в Минск выдающегося французского композитора и гитариста-виртуоза Роланда Диенса, обладателя высших наград престижных гитарных конкурсов, профессора Парижской национальной консерватории.

Наталья Корсак, Роланд Диенс, Павел Кухта
Наталья Корсак, Роланд Диенс, Павел Кухта, 30 декабря 2013, Минск,
Белорусская государственная филармония.
 
30 ноября 2013 года в большом зале Белорусской государственной филармонии состоялся его авторский концерт. Уникальность концерта состояла уже в том, что впервые на белорусской сцене концертировал представитель французской гитарной школы такого высокого уровня. 

В Беларуси уже выступали известные исполнители на гитаре из различных европейских стран. В 2008 году Минск посетил французский гитарист Тибо Ковен. Но приезд Роланда Диенса – музыканта, который входит в число 100 лучших гитаристов мира – неординарное событие. И главная заслуга в том, что в Минске состоялся концерт такого масштаба и уровня, принадлежит известному белорусскому гитаристу, лауреату многочисленных международных конкурсов, солисту Белорусской государственной филармонии Павлу Кухте

Ценность событий определяется их контекстом, результатом и перспективой. Другими словами, «что», «как» и «для чего» произошло. 

КОНТЕКСТ. История белорусско-французских музыкально-культурных взаимосвязей насчитывает более 200 лет. Она начинается в условиях культурной интеграции, характерной для эпохи Просвещения с ее европейской популяризацией идей французских просветителей, которые не миновали и территории белорусских земель. Наиболее плодотворными в музыкальном отношении являлись личные творческие контакты: приезд на территорию нынешней Беларуси французских мастеров, стажировка отечественных музыкантов во Франции.

 Страницы музыкальной истории хранят интересные факты о белорусско-французских культурных взаимоотношениях. Так, в XVIII веке гродненский подскарбий, граф Антоний Тызенгауз, который был лично знаком с Жан-Жаком Руссо, пригласил его на некоторое время в свои владения, результатом чего стала постановка оперы Руссо «Сельский колдун» в частном театре Казимира Сапеги. Тесные контакты с французской культурой поддерживал Михаил Казимир Огинский, который был знаком с Дени Дидро. В середине XVIII века в частных театрах Слонима и Несвижа по приглашению работал известный французский балетмейстер Луи Дюпре, в Гродно – Франсуа Ле Ду. 

Вдохновиться атмосферой Франции, которая на протяжении второй половины XVII – XIX веков была законодательницей музыкальной моды Европы, выезжали лучшие умы белорусских земель – политик, дипломат и музыкант-любитель Михаил Клеофас Огинский, художник, композитор-любитель и пианист Наполеон Орда. 

В ХХ веке в силу объективных и субъективных исторических причин белорусско-французские творческие взаимоотношения приобрели пунктирный, точечный характер.  

На рубеже XXI века происходит своеобразный «ренессанс» этих взаимоотношений. Связующие творческие нити объединяют, прежде всего, музыкантов-исполнителей. В Беларусь приезжают известные французские дирижеры, пианисты, скрипачи, вокалисты… 

РЕЗУЛЬТАТ. Приезд Роланда Диенса в Минск явился новой страницей в истории белорусско-французских отношений в области гитарной музыки. 

Роланд Диенс – личность многогранная. Его творческая натура уникально объединяет дар композитора, аранжировщика и исполнителя, в чем слушатели могли воочию убедиться во время концерта. 

В первом отделении концерта в исполнении Павла Кухты прозвучала авторская работа Диенса «The Delights of Jetlag» («Восхваление изменений разницы во времени»), а также аранжировки музыки Дж. Рейнхардта «Nuages» («Облака»), Т. Монка «Round Midnight» («Около полуночи»), А.К. Жобима, В. Мораеса «Felicidade» («Счастье»), Э. Вилольдо «El Choclo». Павел Кухта с присущей его игре богатой эмоционально-образной выразительностью, тонкостью мелодизма и ведения голосов фактуры, безупречным чувством метроритма и отличной исполнительской техникой был очень убедителен в своей интерпретации музыки Диенса. Гитарист тонко передал эмоционально-смысловой вектор музыки французского автора. 

В конце первого отделения в ансамблевом исполнении Павла Кухты и лауреата международных конкурсов, солистки Белорусской государственной филармонии Натальи Корсак (мандолина) были исполнены аранжированные Диенсом в импрессионистско-романтическом духе композиции А. Рамиреза «Alfonsina y el mar» («Альфонсина и море») и Э. Капуа «O sole mio» (перевод не требуется). 

Второе отделение концерта на сцене творил сам маэстро Диенс. Творил в настоящем времени, «здесь и сейчас», на глазах у слушателей создавая музыкальные композиции. Композиционный перформанс захватывал дух тонким чувством музыкальной формы, драматургии развертываемого во времени произведения, красотой мелодий, колоритом сменяемых гармоний и сложностью метроритмических сдвигов.

Впечатляет артистическая исполнительская манера Диенса. Гитарист презентировал разнообразные специфические, непривычные приемы игры, тем самым проиллюстрировав, какие богатые и еще нераскрытые возможности таит в себе его любимый инструмент. Исполнительская манера Роланда Диенса – это своеобразная «мануальная драматургия» – «драматургия рук», игра, которая переходит в жест, логически ее продолжающий и завершающий. 

Роланд Диенс с присущим ему артистизмом исполнял свои авторские работы и обработки произведений П.Чайковского, Ф. Шопена (о котором он с присущим ему тонким чувством юмора сказал, что «это польско-французский композитор, но больше – французский»), Ф. Сора и других авторов. 

В завершении концерта в совместном исполнении Роланда Диенса, Павла Кухты и Натальи Корсак прозвучало известное «Tango en skaï» французского гостя, которое вызвало бурные овации, впрочем, как и каждая композиция, звучавшая на концерте. 

ПЕРСПЕКТИВА. Сила личностного воздействия Мастера и его музыки, данная им возможность насладиться сотворением музыкальной ткани в процессе игры, тонкий французский вкус во всех отношениях (в том числе и в общении со слушателями), вдохновили многих музыкантов, находящихся в зале, о чем можно было судить по восторженным репликам, доносившимся после концерта. 

В музыкальной истории «Беларусь – Франция» написана новая страница. Гитарная страница. 

Людмила Лузько, музыковед

 

* при написании статьи был использован материал из книги О.В. Дадиомовой «Нарысы гісторыі музычнай культуры Беларусі» (Мн., 2000). 

 

 

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович