БЕЛОРУССКОЕ ГИТАРНОЕ ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Успенский К.О.

Аннотация. В статье рассматривается история становления профессиональной гитарной школы в Беларуси и исследуется актуальное состояние белорусского гитарного искусства, его специфика и характерные черты. В настоящее время гитарное искусство представляет собой значимое явление в современной музыкальной культуре: подготовлена целая плеяда ярких исполнителей, существует богатый национальный репертуар, состоящий из оригинальных произведений, успешно функционирует образовательная система на всех ее уровнях.

 

Говоря о гитарном искусстве, следует сразу сделать принципиальное замечание. Историческое развитие гитары привело к появлению в течение ХХ века таких ее разновидностей, которые, используясь преимущественно в джазовой, рок- и поп- музыке, по многим параметрам существенно отличаются от классического варианта. Эти отличия касаются конструкции корпуса, звучания, техники игры и репертуара (строго говоря, некоторым современным разновидностям гитары для избавления от путаницы вообще следовало бы дать иное название). За десятилетия своего существования эти виды гитар, пройдя свой особый путь развития, породили целые направления в музыкальном искусстве. Представлены эти направления и в нашей стране. Более того – гитаристы получают полноценное музыкальное образование в рамках специальности «Эстрадная музыка» как в средних специальных заведениях, так и в высших (БГУКИ, ИСЗ им. А. М. Широкова). Есть и определенные творческие достижения в этой области.

Однако при всем значении в современной культуре различных видов массового искусства, именно классическая, академическая линия музыкального искусства была и остается главной. И в гитарном искусстве та разновидность гитары, которая традиционно имеет название «классической» (со всеми своими «классическими» характеристиками – особой конструкцией, акустической природой звука, нейлоновыми струнами и специфической техникой игры) является основной – как в исполнительстве, так и в системе образования. Поэтому в данной статье объектом исследования предстает искусство классической гитары в Беларуси в историческом аспекте и (преимущественно) на современном этапе его развития.

Научным исследованиям в данной области почти три десятилетия. Именно в конце 80-х годов прошлого столетия белорусский гитарист В. Живалевский первым начал системно изучать историческое прошлое, открывая имена музыкантов, живших и творивших в Беларуси. Его перу принадлежит большое количество публикаций в различных научных и периодических изданиях по истории бытования гитары и такого старинного близкородственного гитаре инструмента, как лютня, на белорусских землях. Накопленный материал в итоге воплотился в солидную монографию [1], в которой охвачены все основные исторические этапы, в том числе и современный. Однако основа монографии – взгляд историка, погруженного в давние пласты белорусского культурного бытия. Современное гитарное искусство в Беларуси раскрыто лишь через краткое описание нескольких его ярких представителей (исполнителей и педагогов), а также через гитарное творчество белорусских профессиональных композиторов. Первой попыткой целостного системного рассмотрения актуального состояния современной белорусской гитарной школы и выявление основных тенденций ее развития явилась наша небольшая статья десятилетней давности [2], которая не претендовала на всестороннее, исчерпывающее рассмотрение темы и глубокий анализ всех элементов, составляющих гитарную школу в Беларуси. В работе скорее обозначалось проблемное поле данной темы, требующей в дальнейшем серьезного научного изучения. За прошедшее с публикации десятилетие произошло немало важных событий в разных сферах гитарной жизни страны, поэтому в данном исследовании мы попытаемся систематизировать весь основной накопленный материал.

Исследования Живалевского доказали, что гитара как минимум два с половиной столетия является частью музыкальной культуры белорусов, а в XIX – начале ХХ в. была широко распространена в качестве одного из основных инструментов любительского музицирования. С другой стороны, следует признать, что о серьезной профессиональной белорусской гитарной школе до второй половины прошлого века говорить не приходится. Весь предыдущий исторический период существования гитары на белорусских землях можно обозначить как «предысторию».

 

Истоки профессионального образования гитаристов Беларуси

Начало собственно профессионального исполнительства и образования в сфере классической гитары приходится на 60-е гг. ХХ в. Одним из пионеров в этой области можно назвать Петра Адамовича Короткого (1919–1993), солиста-инструменталиста Белгосфилармонии, и с чьим именем связано открытие класса гитары в столичной музыкальной школе (в настоящее время – ДМШИ № 2 им. Н. И. Аладова). В это же десятилетие гитару начинают преподавать в Минском музыкальном училище, тем самым открыв для гитаристов возможность получения системного музыкального образования и квалификации педагога (а в 1970-е гг. открываются классы гитары и в других училищах республики). Приезд в Беларусь в самом конце 1960-х годов Николая Петровича Кошелева (1940–2000), который вскоре возглавил училищный класс в Минске, ознаменовал новый шаг в «гитарном движении». Вместе со своими учениками он начинает активную организаторскую, просветительскую, концертно-лекционную деятельность.

Постепенно назрела необходимость выхода обучения искусству игры на классической гитаре на высший уровень музыкального образования. Бывший тогда заведующим кафедрой народных инструментов (ныне почетный профессор БГАМ) М. Г. Солопов активно содействовал тому, чтобы в 1977 г. был открыт класс гитары в Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского. Преподавателем-совместителем был приглашен Н. П. Кошелев. Среди первых зачисленных в том году студентов был Владимир Анатольевич Белышев (1946–2014), который уже через несколько лет перенял у своего учителя роль своеобразного лидера белорусской гитарной школы. Он первым из отечественных гитаристов в 1979 г. выступил с сольным концертом на сцене Большого зала Белгосфилармонии. Три десятилетия Белышев преподавал в Минском музыкальном училище, несколько лет в консерватории. Начало его педагогической деятельности в консерватории вообще можно считать почти невероятным: это почетное даже для любого именитого музыканта право было доверено студенту IV курса! Благодаря своей активной концертно-просветительской и педагогической деятельности (он воспитал целую плеяду учеников, многие из которых ныне являются заметными фигурами в отечественной гитарной жизни), Белышев способствовал дальнейшему совершенствованию гитарного искусства. К прискорбию, в конце минувшего года музыкант ушел из жизни.

 

Современный этап развития белорусского гитарного искусство

С начала 1990-х гг. наступил принципиально новый этап развития гитарного искусства Беларуси. Если ранее оно, по сути, являлось составной, региональной частью советского гитарного искусства без особых характерных национальных черт, то с созданием независимого белорусского государства возникают условия, при которых музыканты постепенно начинают осознавать свою национально-культурную специфику. Это, в свою очередь, способствует более ясному самоопределению белорусского гитарного сообщества в качестве самостоятельной национальной исполнительской и композиторской школы.

Значительное влияние на гитарное искусство в Беларуси начинает оказывать искусство Западной Европы. Активизируются творческие контакты с зарубежными мастерами игры на гитаре. Происходит интенсивное знакомство с разнообразным современным репертуаром, с новыми веяниями в технике игры. Для белорусских музыкантов становятся доступны международные фестивали и конкурсы. В это время новый толчок к развитию получают практически все аспекты гитарного искусства.

Наряду с объективными социально-политическими и культурными процессами важным фактором, повлиявшим на переход белорусской гитарной школы в последние два с половиной десятилетия на принципиально новый уровень, явилась многоаспектная деятельность Валерия Серафимовича Живалевского. В 1989 г. после окончания ассистентуры-стажировки в ГМПИ им. Гнесиных (ныне – Российская академия музыки им. Гнесиных) он становится первым штатным преподавателем по классу гитары Белорусской государственной консерватории (ныне – Белорусская государственная академия музыки). И сразу же разворачивает активнейшую исполнительскую, композиторскую, педагогическую, организаторскую и исследовательскую деятельность. Органично вписавшись в процесс белорусского культурного возрождения, он оказался во многом ключевой фигурой в процессе трансформации «белорусской гитары» в новое качество – полноценную национальную музыкально-инструментальную школу.

Значимую роль в этом процессе сыграл и Евгений Михайлович Гридюшко. Сумев воспринять ряд важных новаций, появившихся к тому времени в мировом гитарном искусстве, и творчески их переработать, он поднял исполнительское мастерство на качественно иной уровень. Ему также удалось успешно выстроить педагогический процесс, способствуя появлению на отечественном гитарном небосклоне нового поколения молодых ярких музыкантов.

В настоящее время белорусское гитарное искусство представляет собой значимое явление в современной музыкальной культуре. Подготовлена целая плеяда ярких исполнителей, существует довольно богатый национальный репертуар, состоящий из оригинальных произведений, достаточно успешно функционирует образовательная система на всех уровнях.

 

Гитарное исполнительство в Беларуси

С обретением республикой в 1991 г. независимости у белорусских музыкантов появилась возможность напрямую, самостоятельно выезжать за рубеж на международные конкурсы. После первых успехов в Польше в начале 1990-х В. Захарова началась длительная серия многочисленных побед отечественных гитаристов на различных престижных исполнительских состязаниях. В числе лауреатов Д. Асимович, Я. Скрыган, Н. Липницкая, Ю. Лонская, П. Шамшура, Д. Борисюк, Н. Максимчик, И. Дедусенко, Ю. Нехай и др. Пожалуй, самым именитым и по количеству завоеванных лауреатских наград, и по статусу конкурсов, «покорившихся» незаурядному исполнительскому мастерству, является в настоящее время солист Белгосфилармонии Павел Кухта. За последние годы музыкантом на очень высоком уровне исполнен целый ряд сложнейших произведений из сокровищницы гитарного репертуара. Одним из самых ярких достижений артиста стало выступление в конце 2013 г. на одной концертной сцене с приехавшим в Минск выдающимся современным французским гитаристом и композитором Р. Дьенсом.

Конкурсные победы свидетельствуют о том, что белорусское гитарное исполнительское искусство к настоящему времени заняло достойное место в мировом «рейтинге» национальных школ. Нам есть чем и кем гордиться. Не утеряв характерную «славянскую» эмоциональную глубину и выразительность, наши музыканты смогли освоить лучшие аспекты западноевропейской традиции, получив в результате высококачественный исполнительский «продукт». Единственная, но очень значимая проблема состоит в том, что большинство самых ярких и талантливых отечественных гитаристов уже уехали и продолжают уезжать за рубеж. Они, по сути, остаются нашими соотечественниками, но их полноценная профессиональная реализация происходит за пределами родной страны. Тому есть ряд объективных причин, обсуждение которых выходит за рамки данной работы.

 

Национальное гитарное композиторское творчество

Белорусская народная музыкальная интонация вдохновила несколько десятилетий назад на первые композиторские опыты молодого гитариста В. Живалевского. За прошедшие годы практически с нуля создан немалый отечественный репертуар для классической гитары. Его можно условно разделить на две группы: пьесы, написанные самими исполнителями, не получившими собственно композиторского образования, и произведения, написанные для гитары профессиональными композиторами, не играющими на ней. Первая группа подразделяется, в свою очередь, на концертные пьесы, рассчитанные на музыкантов с продвинутым уровнем владения инструментом; и пьесы, адресованны учащимся, только овладевающим искусством игры на классической гитаре.

Ряд серьезных концертных пьес (для гитары соло, гитары в ансамбле, гитары с оркестром) принадлежат перу Живалевского, чье творчество во многом сопряжено с национальным образным и мелодическим строем. Можно выделить цикл пьес «Литвинские фантазии», одна из которых – Вариации на тему белоруской народной песни «У полі бяроза» – является, пожалуй, самым популярным и часто исполняемым отечественным гитарным произведением. Нельзя не отметить «Белорусскую старинную сюиту» для двух гитар с камерным оркестром и, конечно, такие проникновенные (как по своему художественному содержанию, так и по музыкальной интонации) маленькие шедевры, как Элегия «Памяти Сергея Полуяна» и Прелюдия «Сикстинская мадонна».

Достаточно давно сочиняет для своего инструмента Владимир Захаров, преподающий в Гродненском музыкальном колледже. Его «Детский альбом», представляющий собой цикл образных, характерных пьес с использованием практически всего арсенала звукоимитационных приемов игры, которыми на редкость богата гитара, – настоящая «изюминка» отечественного репертуара. А интерес к национальной исторической тематике выразился в творчестве Захарова созданием цикла «Ностальгия по Великому Княжеству».

С начала нынешнего столетия начал активно раскрываться композиторский дар и Евгения Гридюшко. Такие колоритные миниатюры как «Токката», «Дождь», «Хроматический вальс», «Песня осени», «Танец» уже завоевали признание отечественных гитаристов и все чаще звучат на разных концертных площадках.

Несколькими серьезными пьесами пополнил концертный багаж гитаристов и Игорь Кузьмицкий. Однако большинство его произведений составляет учебный репертуар для начального уровня музыкального образования. Им выпущено более десятка сборников, среди которых, наряду с альбомами с многочисленными авторскими произведениями, и ряд учебно-методических пособий, в которых последовательно и системно прорабатываются основы исполнительской техники гитариста. С учетом того, что Кузьмицкий является также автором первой и пока единственной отечественной школы игры на классической гитаре и составителем типовой учебной программы для детских музыкальных школ искусств республики, не будет преувеличением назвать этого музыканта ведущим гитарным педагогом-методистом нашей страны.

Прошедший период XXI в. ознаменован мощным всплеском творческой активности белорусских гитаристов в создании учебно-концертного репертуара для юных музыкантов. Среди самых плодотворных авторов в этом направлении следует назвать С. Бурова, С. Ветушко, С. Колгана, О. Копенкова, Э. Куфко, И. Лонского, В. Мальганова, И. Шошина. Последний отметился также и созданием двух методических работ, посвященных занятиям с начинающими.

Известно высказывание Г. Берлиоза о том, что почти невозможно писать для гитары, не владея игрой на ней. ХХ в. показал, что в тесном сотрудничестве (скорее, даже сотворчестве) с исполнителями это все же оказывается возможным, более того, раскрывает совершенно новые способы организации музыкального материала, звуковые и художественные ресурсы самого инструмента. Отрадно, что некоторые профессиональные белорусские композиторы в конце ХХ начале ХХI в. вдохновились классической гитарой и новыми возможностями в воплощении своих замыслов, создав ряд замечательных сочинений как для гитары соло, так и гитары в ансамбле. Отметим имена А. Литвиновского, Е. Поплавского, М. Морозовой, В. Войтика, В. Кузнецова. Но особый вклад в белорусское гитарное искусство в этом плане, несомненно, принадлежит Г. Гореловой, которая обогатила национальный репертуар масштабными и художественно ценными сочинениями.

Глубокое проникновение в природу этого специфического инструмента с богатыми выразительными возможностями (а для Гореловой, по ее собственному признанию, гитара является одним из самых тонких, деликатных, даже интимных инструментов, способным передать наиболее тонкие художественные и психологические детали) привело композитора к созданию таких произведений как «Мирский замок» для гитары соло, Концерт для гитары, струнного оркестра и колоколов, несколько камерно-инструментальных циклов для гитары в ансамбле с различными музыкальными инструментами клавесином, виолончелью, флейтой, ударными и ряда других пьес. В конце 2014 г. Горелова представила слушателям оригинальный цикл из четырех пьес для гитары и цимбал «Самотныя прывіды знікнуўшых замкаў», наполненный печальными ностальгическими образами древних разрушенных замков Беларуси.

 

Система профессионального образования гитаристов в Беларуси: достижения и проблемы

Гитарное искусство нашей страны опирается на четко выстроенную образовательную систему, направленную, с одной стороны, на освоение лучших образцов мировой и отечественной исполнительских традиций, с другой – на раскрытие новых творческих горизонтов для молодых дарований. На вершине этой системы находится элитарный (не побоимся этого определения) класс гитары в Академии музыки. Долгие годы «заключительную огранку» отборных талантов Беларуси осуществляют профессор В. С. Живалевский и доцент Е. М. Гридюшко, воспитавшие не один десяток замечательных гитаристов, многие из которых завоевали под их руководством различные награды на международных конкурсах. Совмещают педагогическую деятельность в Академии музыки со своей основной работой преподаватель Минского государственного музыкального колледжа им. М. И. Глинки П. А. Бельский и старший преподаватель Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка К. О. Успенский. В системе высшего образования класс классической гитары в настоящее время также функционирует и в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

В среднем специальном звене образования класс гитары существует в большинстве музыкальных колледжей и колледжей искусств республики. Основными «поставщиками» профессиональных гитаристов на высший образовательный уровень уже достаточно давно являются колледжи Минска, Гродно, Бреста и Могилева.

Начальное звено музыкального образования гитаристов – это классы гитары, прежде всего, в сотнях детских музыкальных школ искусств по всей стране, а также в ряде общеобразовательных учреждений (школ и гимназий). Широко распространено обучение и в многочисленных музыкальных студиях (хотя в них классический тип гитары нередко соседствует с различными ее разновидностями). Наряду со значительными достижениями, являющимися плодом педагогического творчества ведущих учителей, есть и определенные проблемы. Одна из них – наличие серьезного противоречия между очень высокой степенью спроса на обучение игре на гитаре среди широких слоев населения и относительно небольшим количеством квалифицированных кадров, получивших специальное образование на данном инструменте. Это стало причиной уже давно сложившейся и практически не имеющей аналогов среди других музыкальных инструментов ситуации, при которой гитару нередко ведут педагоги других инструментальных специальностей, что, естественно, влечет за собой немалый профессиональный «брак». Частично проблему призвана решить такая специфическая форма образования, как переподготовка, функционирующая в настоящее время в БГУКИ. Правда, несмотря на достаточно грамотно выстроенный там учебный план, сама по себе подобная «сверхсокращенная» форма образования в области музыкально-инструментального искусства вызывает серьезные и во многом оправданные вопросы.

Продолжая тему начального образования, следует отметить отрадную тенденцию к возникновению самостоятельных отделений гитары в ряде музыкальных школ искусств республики. Это давно назревшая необходимость выведения классической гитары из группы народных инструментов на всех уровнях образования, диктуемая как объективной историей развития данного инструмента, академического по своей природе, так и субъективностью и конъюнктурностью того судьбоносного решения на заре советского периода, приведшего к серьезным искажениям в системе профессиональной подготовки гитаристов. Дело ближайшего будущего – обретение классической гитарой статуса инструмента, не сводимого ни к какой из существующих групп и выделенного в самостоятельную цикловую комиссию в колледже и кафедру в вузе.

 

Фестивали, конкурсы, концерты

Говоря в целом об отечественном гитарном искусстве, следует выделить еще несколько факторов, которые играют немаловажную роль в его развитии: организаторская и концертная деятельность Клуба гитаристов Беларуси во главе с О. А. Копенковым; ежегодное (с 2000 г.) издание альманаха «Беларуская гітара»; Международный конкурс композиторов на лучшее гитарное сочинение и обработку народной темы «Семь нот – шесть струн», а также проведение в течение почти двадцати лет Международного фестиваля, а затем и конкурса «Ренессанс гитары» в г. Гомеле (все эти проекты инициированы И. К. Шошиным). В продолжение темы конкурсов отметим и важность для дальнейшего самостоятельного развития гитары в Беларуси появления в последние несколько лет таких исполнительских состязаний, как Минский открытый конкурс юных исполнителей на классической гитаре (проводимый в столице по инициативе М. П. Журавлева) и Открытый конкурс исполнителей на классической гитаре «Виват, гитара!» в г. Могилеве (куратор – И. Н. Лонский).

Ценную информационную и коммуникационную роль в гитарной жизни Беларуси играют два интернет-сайта –  www.gitara.by (модераторы – А. и Т. Отрадновы) и www.queenguitar.by (модератор – Р. Ташпулодов).

Нельзя не коснуться и одной достаточно серьезной проблемы: следует констатировать практически полное отсутствие плодотворного и обстоятельного обсуждения в гитарном сообществе Беларуси различного рода теоретических, педагогических, методических, исполнительских вопросов в рамках научно-практических семинаров и конференций. Не заметен пока и интерес к гитарной музыке и гитарной проблематике в целом со стороны отечественных музыковедов. Налицо очевидная нехватка научно-исследовательской рефлексии над различными аспектами белорусского гитарного искусства.

В данной статье дается краткое описание становления белорусской профессиональной гитарной школы, системно рассмотрены специфика и характерные черты современного гитарного искусства Беларуси. В итоге можно с уверенностью утверждать, что за более чем полувековую историю развития профессионального гитарного искусства в Беларуси сложилась полноценная национальная исполнительская и композиторская школа, а также весьма успешно (хотя и не без определенных проблем) функционирует система музыкального образования гитаристов. Полагаем, что еще нераскрытая часть потенциала этой школы весьма значительна и многообещающа, и в будущем нас ждут новые яркие и интересные исполнительские, композиторские, педагогические и методические открытия и достижения.

 

Список использованных источников

1.     Жывалеўскі, В. С. Лютня і гітара на беларускіх землях : вучэб. дапам. / В. С. Жывалеўскі ; уводз. К. А. Успенскага. – Мінск : Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі, 2015. – 130 с.

2.     Успенский, К. О. Белорусская гитарная школа / К. О. Успенский, М. Л. Цеханович // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – № 2. – С. 31–33.

 

 

Summary. In the article the history of formation of the professional guitar school in Belarus is considered, and the actual condition of the Belarusian guitar art, its specifics and characteristic features is investigated. Now the guitar art represents the significant phenomenon in modern musical culture: the whole group of bright performers is prepared, the rich national repertoire consisting of original pieces exists and the educational system at all its levels functions successfully.

 

 

Статья опубликована в следующем издании:

Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2015. – № 26. – С. 161–165.

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2017 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович