Диалог гитарных мастеров Александра Ивановского (г.Гомель) и Равиля Каримова (С-Петербург): обсуждение принципов гитаростроения.
Мои принципы гитаростроения.
1. Использование древесины длительной естественной выдержки, особенно для деки-40-70 и более лет. Это важнейшее условие благозвучия будущего инструмента
2. Максимальная жесткость конструкции (корпуса, грифа и т.д.).
3. Аккумулирующий эффект: много резонирующего дерева - много звука (толщины деки вместо традиционных 2,5-2,8мм 3-4мм). Это касается и остальных элементов корпуса. В результате масса инструментов вместо традиционных 1,4-1,5кг увеличивается до 1,8-2,2кг.Внутри корпуса-100-200 настраиваемых акустических зеркал, микропанелей
4. Максимально возможное увеличение площади большого круга деки посредством различных геометрических эффектов.
5. Использование только авторских, никогда не повторяющихся схем пружин деки и дна.
6. Принципиально новый способ сборки инструментов, резко отличающийся от традиционных европейской и испанской с преимущественным использованием местных пород древесины с большой естественной выдержкой, натуральных животных клеев (осетрового, мездрового и других)
7. Обязательная настройка деки и элементов корпуса с использованием разработанных мною надсхемных принципов (формул) гитаростроения с использованием тщательного акустического анализа.
8. Принцип "бутона": изготовление инструментов с перспективой разыгрывания, т.е. акустически "юных".
9. Приоритет баланса, сустейна, тембра, динамического диапазона, полетности и проекции над громкостью,кот. является диалектической противоположностью остальным качествам.
10. Принцип " энергосбережения": стремление к увеличению удельной доли энергии, переходящей в звук до 7-8% (в плохих инструментах эта цифра составляет приблизительно 3%, в средних - 4%, в хороших-5%
Равиль 11:45
•
Александр, здравствуйте! В таких темах можно "утонуть" надолго, чего не хотелось бы. Постараюсь коротко. Уже лет семь как перестал оперировать в герцах (на первоначальных этапах это мне помогло). Но постепенно пришёл к тому, что художественный результат оценивается слушателем и музыкантом субъективно. Никто же не ходит на концерт с спектроанализатором. На мой взгляд лучший результат получается при такой же субъективной работе. Нужно больше слушать безусловно хороших исполнителей, вокалистов, скрипачей, тогда вырабатывается внутреннее ощущение правильного звука.
Что касается "принципов гитаростроения", то много возражений. Например пункт 2) максимальная жесткость конструкции. Зачем? Конструкция должна быть управляема, то есть легко и точно отзываться на изменение усилия играющего. Чтобы отвечать этой задаче жесткость должна быть не максимальной а оптимальной. Но сказать оптимальной, это значит заниматься демагогией, потому что любая конструкция находящаяся под напряжением должна иметь оптимальную упругость. Это очевидно и такое утверждение абсолютно неинформативно.
3) Ваша логика понятна, этот принцип использовал Герман Хаузер старший. Его толщины 3.3 - 2.1 что значительно массивнее классических испанцев того времени. Но не стоит забывать, что сила инерции "съедает" часть энергии колебания поэтому допустимое увеличение веса - грамм двести триста. Это уже достаточно много. Те немногие, качественно работающие модели что превысили этот рубеж (например Смолмен) построены на принципе выключения части конструкции из активного колебания (принцип литавр). И это кстати тоже приводит к значительному ухудшению управляемости.
5) Изучение работ выдающихся мастеров и практика, показывает что принципиальная схема должна быть достаточно консервативна. Поскольку древесина очень неоднородна то для того чтобы в рамках одной конструктивной схемы добиться более менее качественной состройки, преодолеть негармоничность резонансов, нужен немалый опыт работы с данной конструкцией. Поэтому разговор о "никогда не повторяющихся схемах" вызывает сомнения.
"Принцип бутона", ?? Любая гитара, даже если ей много лет, попав к новому гитаристу со временем меняет своё звучание, причём, если уровень гитариста невысок, то может меняться и в худшую сторону.Это очевидно, как очевидно и то, что инструмент не обладающий сейчас всеми профессиональными концертными качествами, не является хорошим. И разговоры о том что он потом "разыграется" это самоуспокоение. Пару дней после постановки струн уже достаточно чтобы иметь представление о классе гитары.
Методическую статью для преподавателей я писать не готов. Моей задачей было привлечь внимание к стандартным, повторяющимся ошибкам, и в схематической, но при этом чёткой и недвусмысленной форме показать как их можно избежать или исправить.