ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ГИТАРЫ В КОМПОЗИТОРСКОМ
ТВОРЧЕСТВЕ ГАЛИНЫ ГОРЕЛОВОЙ
Трухан Мария,
Успенский К.О.
Галина
Константиновна Горелова – один из крупнейших современных белорусских
композиторов, чей творческий багаж к настоящему времени насчитывает значительное
количество произведений различных жанров в области оркестровой, хоровой,
вокальной, камерно-инструментальной музыки.
Ее перу
принадлежит ряд масштабных сочинений (так, например, именно за создание кантаты
«Anno mundi ardentis» («В год мирового пожара») в 1992 г. композитор
была удостоена Государственной премии Республики Беларусь), однако по складу
мышления Галина Горелова скорее относится к тем композиторам, которые уделяют
особое внимание нюансам и деталям, что более характерно для камерных жанров.
Именно в этих жанрах написано большинство ее произведений, отмеченных
экономностью музыкальных средств, лаконичностью и естественностью высказывания.
Галина
Горелова – художник с необычайно тонким восприятием мира. Ее музыку, которую
музыковеды причисляют к неоромантизму, определяет глубокий лиризм, разнообразие
эмоциональных состояний, изысканная поэтичность. Неслучайно, поэтому, и то, что
многим произведениям Гореловой предпосланы названия, стихотворные эпиграфы и
послесловия. Однако это является не программой в традиционном смысле слова, а
лишь исходной посылкой для свободного развертывания музыкальных идей.
Будучи
творцом такого духовного склада, она не могла не обратиться к, пожалуй, самому
лирико-поэтическому инструменту, каковым является гитара. «Гитара для меня –
один из самых тонких, деликатных, даже интимных инструментов, способный
передать наиболее тонкие художественные и, главное, психологические детали» –
делится композитор [1, с. 24]. Глубокое проникновение в природу этого
специфического инструмента с богатыми выразительными возможностями привело
композитора к созданию таких произведений как «Мирский замок» для гитары соло (1985,
1992 – новая редакция), Концерт для гитары, струнного оркестра и колоколов (1994),
Сюита «Воспоминание о Несвиже» для гитары и клавесина (2000), Сюита «Татьянин
день» для гитары и виолончели (2001), «Два зимних эстампа» для гитары соло
(2004), Сюита «Скворец над домом звонаря» для гитары, флейты и виолончели
(2004), «Семь элегий Ли Бо» для гитары и ударных инструментов (2007). А в
начале 2011 года композитор представила на суд слушателей пьесу для гитары и
оркестра «Angustia», которую она написала к
юбилею крупнейшего белорусского гитариста Валерия Живалевского. Вообще, следует
подчеркнуть особую роль, которую сыграл этот музыкант в гитарном творчестве
Гореловой. Благодаря существенной редакторской правке, решившей важнейшую
задачу адаптации музыки к инструменту, чьи фактурные особенности требуют
специфического подхода, Живалевский может считаться своеобразным соавтором
первых произведений Гореловой для гитары. «Наша работа только тогда имеет
смысл, когда произведения звучат» – понимает композитор и охотно соглашается на
бережные редакции своих гитарных сочинений, с благодарностью посвящая некоторые
их исполнителям [1, с. 25].
Образ
времени, переживание соприкосновения с глубокой мудростью старины выразились в
произведении «Мирский замок», построенном в форме свободных вариаций на тему Чаконы.
Первый вариант пьесы задумывался композитором как часть цикла «Замки Беларуси» и
представлял собой масштабно развернутый музыкальный материал. В новой, более
поздней редакции произведение обрело «вторую жизнь», став, пожалуй, самой
популярной и исполняемой гитарной пьесой автора.
Тема глубокой
сопричастности духу прошедших времен продолжена Галиной Гореловой в цикле для гитары и клавесина «Воспоминание о Несвиже».
Атмосфера города, его замка, парковых аллей, аура загадочности легенды – все это
воплотилось и приняло поэтический оттенок, как в самой музыке, так и в
названиях частей сюиты («Как легкие шаги Барбары», «Меланхолия, блуждающая по тропинкам
старинного парка», «Гобелен со сценой охоты», «Колокола над гробницей
Констанции»).
Самым
крупным и значительным произведением в гитарном творчестве Галины Гореловой
может считаться Концерт для гитары, струнного оркестра и колоколов. Глубина
философской концепции этого сочинения наряду с особой, во многом, неординарной
моделью сопряженности солирующего инструмента с оркестровой фактурой,
несомненно, выделяют его, по праву ставя его в ряд выдающихся композиторских
творений в современной белорусской музыке. Главная идея концепции этого 3-х
частного концерта, по словам автора, – «постепенное “выявление” к последней
части субъективного героя» [3, с. 55]. Гитара символизирует личность в
поисках собственного «я», которая проходит через сложные коллизии во
взаимоотношениях с окружающим миром, в итоге находя внутреннюю и внешнюю
гармонию в возвышенной духовности финального «Хорала», обретая свой тихий, но
выразительный субъективный голос.
Недостаточная
динамическая сила звука гитары рождает определенные трудности во взаимодействии
с плотной оркестровой тканью. Однако композитор не предлагает инструменту, превозмогая
свои природные возможности претендовать на равноправие с оркестром. Задумка
автора иная. Главная драматургическая идея заключается во введении солиста в
единый звуковой контекст, где его традиционные качества главенствования
становятся необязательными и даже ненужными, а в действие вступает тембровые особенности
гитары.
В образном
макромире концерта I часть (Perpetuo moto)
являет собой воплощение природного мира, из недр которого еще предстоит
родиться жизни, по словам автора, «то состояние природы, когда Бог еще не
создал человека» [2, с. 102]. Поэтому у гитары однородные приливы-отливы,
нет завершенной темы, и ее «тихий голос» еще мало выделяется из общего архаического
движения первозданных звуков природы. Для передачи нужного ощущения
музыканту-солисту следует сохранять «неэмоциональную» манеру исполнения,
благостно-спокойное настроение, избегать аффектированного rubato, «вокализированного» интонирования, свойственной
гитаре капризной «испанской» чувственности.
Во II части композитор использовала идею «прерванной
серенады». Гитара, по словам автора, «делает попытки заявить о себе как о
личности, но все тщетно, ибо не может пробиться сквозь облегченно «канканную»
музыку струнных» [2, с. 102]. Художественная задача этого раздела концерта
– персонификация солирующего голоса в его жестком, прямолинейном противопоставлении
оркестру, который намеренно мешает солисту самовыразиться, рвет его кантиленные
линии грубым вторжением иностилевого музыкального материала. Тембр гитары,
выпуклость деталей интонирования, терпкая любовно-лирическая тема напрямую
отсылают к своеобразной палитре испанского песенного и танцевального фольклора.
Большая заключительная каденция, допускающая сольную импровизацию, – это стихия
чувства, жаждущего выразиться, раскрыться в своей индивидуальности.
Финал
гитарного концерта выделяется из контекста творчества Г. Гореловой
неповторимым жанрово-драматургическим решением. Это медленная часть, монолитная
по единству характера, формы и жанра. Choral
целиком выдержан в гамме молитвенно-сакральных, исповедальных настроений,
соответствующих жанру литургического песнопения. В этом разделе концерта
гитара, наконец, становится, по словам автора, «полноценным солирующим голосом
и получает возможность открытого эмоционального высказывания» [3, с. 55].
Однако не сразу. Ее появлению предшествует вступительный оркестровый хорал, на
фоне которого и появляется тема, воплощающая молитву:
Выразительные
в начале хорала подголоски колоколов постепенно проникают в неподвижную фактуру
струнных, и музыкальную ткань начинают пронизывать неустойчивые интонации.
Нарушенное равновесие передается и солирующей партии, мотивные прорастания
которой захлебываются, уступая место нарастающему потоку диссонансов. Однако
напряжение постепенно спадает, звучание гитары и оркестра, сотканное из
родственных тематических элементов, сливается в одно целое. Присоединение
солиста к теме хорала символизирует преодоление героем душевного страдания и
его приобщение к гармонии мира. Сольная гитарная каденция –
музыкально-философское резюме произведения. Ее заключительные такты имитируют
предсмертное биение сердца. Светлым благословением возносится над землей
тишайшая, почти неземная музыка хорала.
Таким образом, к настоящему времени становится
очевидной высокая значимость вклада композитора Галины Гореловой в белорусскую
гитарную музыку, которая обогатилась благодаря ее творчеству масштабными и художественно
ценными сочинениями. Ныне композитор в самом расцвете своего незаурядного
таланта, и будем надеяться на новые яркие плоды ее творческого воплощения своих
музыкальных замыслов на таком прекрасном инструменте как гитара.
Список использованных источников
1. Гарэлава, Г. Валерый
Жывалеўскі и Яўген Грыдзюшка для мяне – як дзве асноўныя тэмы, але адной санаты / Г. Гарэлава // Ренессанс гитары. – 2001. – С. 24–25.
2. Жывалеўскі, В. С. //
Лютня і гітара на беларускіх землях : вучэб. дапам. / В. С. Жывалеўскі; уводз.
К. А. Успенскага. – Мінск : Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі, 2008. – 180
с.
3. Лисова, Е. В.
Инструментальные концерты Галины Гореловой / Е. В. Лисова. –
Минск : БГАМ, 2007. – 189 с.
Статья опубликована в следующем издании:
Эстэтычная
адукацыя студэнтаў і школьнікаў: традыцыі і сучаснасць : матэрыялы міжфак. студ. навук.-практ. канф., Мінск, 7
снеж. 2011 г.
/ Бел. дзярж. пед. ун-т імя М. Танка ; рэдкал.: Т. С. Багданава, Т. В. Сярнова,
У. А. Васілевіч і інш. – Мінск : БДПУ, 2012. – С. 130–133.
P.S. В конце 2014 г. Галина Горелова представила слушателям
новый оригинальный цикл из четырех пьес для гитары и цимбал «Самотныя прывіды
знікнуўшых замкаў», наполненный
печальными ностальгическими образами древних разрушенных замков Беларуси, а в 2015 г. гитаристом П. Кухтой
был записан компакт-диск, в который вошла трехголосная фуга композитора.