В музыкальной культуре всегда есть знаковые, этапные, поворотные события. События, которые получают широкий резонанс не только благодаря своей огласке, но которые резонируют в сердцах и умах музыкантов, наполняя их новыми творческими импульсами, подвигая их к новым творческим свершениям. Благодаря таким событиям складывается история музыки и ее настоящее.
Одним из таких знаковых явлений для белорусской профессиональной гитарной музыки стал приезд в Минск выдающегося французского композитора и гитариста-виртуоза Роланда Диенса, обладателя высших наград престижных гитарных конкурсов, профессора Парижской национальной консерватории.
Наталья Корсак, Роланд Диенс, Павел Кухта, 30 декабря 2013, Минск,
Белорусская государственная филармония.
30 ноября 2013 года в большом зале Белорусской государственной филармонии состоялся его авторский концерт. Уникальность концерта состояла уже в том, что впервые на белорусской сцене концертировал представитель французской гитарной школы такого высокого уровня.
В Беларуси уже выступали известные исполнители на гитаре из различных европейских стран. В 2008 году Минск посетил французский гитарист Тибо Ковен. Но приезд Роланда Диенса – музыканта, который входит в число 100 лучших гитаристов мира – неординарное событие. И главная заслуга в том, что в Минске состоялся концерт такого масштаба и уровня, принадлежит известному белорусскому гитаристу, лауреату многочисленных международных конкурсов, солисту Белорусской государственной филармонии Павлу Кухте.
Ценность событий определяется их контекстом, результатом и перспективой. Другими словами, «что», «как» и «для чего» произошло.
КОНТЕКСТ. История белорусско-французских музыкально-культурных взаимосвязей насчитывает более 200 лет. Она начинается в условиях культурной интеграции, характерной для эпохи Просвещения с ее европейской популяризацией идей французских просветителей, которые не миновали и территории белорусских земель. Наиболее плодотворными в музыкальном отношении являлись личные творческие контакты: приезд на территорию нынешней Беларуси французских мастеров, стажировка отечественных музыкантов во Франции.
Страницы музыкальной истории хранят интересные факты о белорусско-французских культурных взаимоотношениях. Так, в XVIII веке гродненский подскарбий, граф Антоний Тызенгауз, который был лично знаком с Жан-Жаком Руссо, пригласил его на некоторое время в свои владения, результатом чего стала постановка оперы Руссо «Сельский колдун» в частном театре Казимира Сапеги. Тесные контакты с французской культурой поддерживал Михаил Казимир Огинский, который был знаком с Дени Дидро. В середине XVIII века в частных театрах Слонима и Несвижа по приглашению работал известный французский балетмейстер Луи Дюпре, в Гродно – Франсуа Ле Ду.
Вдохновиться атмосферой Франции, которая на протяжении второй половины XVII – XIX веков была законодательницей музыкальной моды Европы, выезжали лучшие умы белорусских земель – политик, дипломат и музыкант-любитель Михаил Клеофас Огинский, художник, композитор-любитель и пианист Наполеон Орда.
В ХХ веке в силу объективных и субъективных исторических причин белорусско-французские творческие взаимоотношения приобрели пунктирный, точечный характер.
На рубеже XXI века происходит своеобразный «ренессанс» этих взаимоотношений. Связующие творческие нити объединяют, прежде всего, музыкантов-исполнителей. В Беларусь приезжают известные французские дирижеры, пианисты, скрипачи, вокалисты…
РЕЗУЛЬТАТ. Приезд Роланда Диенса в Минск явился новой страницей в истории белорусско-французских отношений в области гитарной музыки.
Роланд Диенс – личность многогранная. Его творческая натура уникально объединяет дар композитора, аранжировщика и исполнителя, в чем слушатели могли воочию убедиться во время концерта.
В первом отделении концерта в исполнении Павла Кухты прозвучала авторская работа Диенса «The Delights of Jetlag» («Восхваление изменений разницы во времени»), а также аранжировки музыки Дж. Рейнхардта «Nuages» («Облака»), Т. Монка «Round Midnight» («Около полуночи»), А.К. Жобима, В. Мораеса «Felicidade» («Счастье»), Э. Вилольдо «El Choclo». Павел Кухта с присущей его игре богатой эмоционально-образной выразительностью, тонкостью мелодизма и ведения голосов фактуры, безупречным чувством метроритма и отличной исполнительской техникой был очень убедителен в своей интерпретации музыки Диенса. Гитарист тонко передал эмоционально-смысловой вектор музыки французского автора.
В конце первого отделения в ансамблевом исполнении Павла Кухты и лауреата международных конкурсов, солистки Белорусской государственной филармонии Натальи Корсак (мандолина) были исполнены аранжированные Диенсом в импрессионистско-романтическом духе композиции А. Рамиреза «Alfonsina y el mar» («Альфонсина и море») и Э. Капуа «O sole mio» (перевод не требуется).
Второе отделение концерта на сцене творил сам маэстро Диенс. Творил в настоящем времени, «здесь и сейчас», на глазах у слушателей создавая музыкальные композиции. Композиционный перформанс захватывал дух тонким чувством музыкальной формы, драматургии развертываемого во времени произведения, красотой мелодий, колоритом сменяемых гармоний и сложностью метроритмических сдвигов.
Впечатляет артистическая исполнительская манера Диенса. Гитарист презентировал разнообразные специфические, непривычные приемы игры, тем самым проиллюстрировав, какие богатые и еще нераскрытые возможности таит в себе его любимый инструмент. Исполнительская манера Роланда Диенса – это своеобразная «мануальная драматургия» – «драматургия рук», игра, которая переходит в жест, логически ее продолжающий и завершающий.
Роланд Диенс с присущим ему артистизмом исполнял свои авторские работы и обработки произведений П.Чайковского, Ф. Шопена (о котором он с присущим ему тонким чувством юмора сказал, что «это польско-французский композитор, но больше – французский»), Ф. Сора и других авторов.
В завершении концерта в совместном исполнении Роланда Диенса, Павла Кухты и Натальи Корсак прозвучало известное «Tango en skaï» французского гостя, которое вызвало бурные овации, впрочем, как и каждая композиция, звучавшая на концерте.
ПЕРСПЕКТИВА. Сила личностного воздействия Мастера и его музыки, данная им возможность насладиться сотворением музыкальной ткани в процессе игры, тонкий французский вкус во всех отношениях (в том числе и в общении со слушателями), вдохновили многих музыкантов, находящихся в зале, о чем можно было судить по восторженным репликам, доносившимся после концерта.
В музыкальной истории «Беларусь – Франция» написана новая страница. Гитарная страница.
Людмила Лузько, музыковед
* при написании статьи был использован материал из книги О.В. Дадиомовой «Нарысы гісторыі музычнай культуры Беларусі» (Мн., 2000).