Напомню, что в октябре 2009г. в городе Брест проходил фестиваль
«Осенние встречи гитаристов».
Фотографии и видео с этого фестиваля представлены на станицах:
http://gitara.by/page/osennie-vstrechi-gitaristov-2009.aspxhttp://gitara.by/page/video-brest-2009.aspx В рамках фестиваля состоялась лекция профессора БГАМ Валерия Серафимовича Живалевского на тему:
«История развития гитарного искусства в Японии».
Поскольку японское искусство, тем более гитарное, мало освещается, хотелось бы рассказать об этом событии.
Японская гитарная культура, как отметил Валерий Серафимович, довольно молода. История шестиструнной гитары в Японии насчитывает около 130 лет. Бесспорно, европейская гитарная культура находится в центре мирового внимания, и здесь предстоит сделать еще много открытий. Исследования доказали, что она развивается и в других частях мира - в Японии, в частности. Известны случаи, когда редкие материалы о европейском и американском гитарном искусстве были собраны именно японскими коллекционерами и являются уникальными в своей области. Так, известен японский коллекционер, который сохранил считавшиеся утерянными оркестровые работы Фернандо Сора.
Всемирно известны лишь современные японские гитаристы – такие, как Kazuhito Yamashita (Казухито Ямашита), Ichiro Suzuki (Ичиро Сузуки), Shin-Ichi Fukuda (Шин-Ичи Фукуда), Kaori Muraji (Каори Мурэджи) и др., а также некоторые композиторы – такие как Toru Takemitsu (Тору Такемитсу), Tokashi Yoshimatsu (Токаши Йошиматсу), Yoquijiro Yocoh (Йокоиджиро Йоко). Но эти яркие представители японской гитарной культуры дают далеко неполное представление о масштабах гитарного искусства в Японии.
На лекции было отмечено, что зарождение лютневой школы в Японии произошло в 1542 году. Кроме лютни, широкое распространение получили трехструнный инструмент Shamisen (Шамисэн), а также четырех- или пятиструнный инструмент Biwa (Бива), а также четырехструнный инструмент Pipa (Пипа)и Жуань (круглая лютня). Гитара появилась значительно позже. Валерий Серафимович отметил, что долгое время в Японии мандолинная школа была более развита, чем гитарная. Слушатели узнали о человеке, который завез гитару в Японию - Hiroshi Hiraoka (Хироши Хираока), о первых педагогах по классу гитары и мандолины Kenpachi Hiruma (Кенпачи Хирума) и Adolfo Sarcoli (Адольфо Сарколи), приехавшего из Италии. Были представлены программы первых сольных и ансамблевых гитарных концертов на японской сцене.
Валерий Серафимович особое внимание уделил основоположникам печатных изданий таких, как Журнал “Sendai Armonia” (Сэндай Армониа) - Chuzaemon Sawaguchi (Чузаемон Савагучи) и Jiro Nakano (Джиро Накано).
Были отмечены работы первых методистов, таких как композитор Yoshie Okawara (Йоши Окавара), написавший кроме 30 работ для гитары, книгу “Гитара. Методика выступления”. Другой видный деятель - Morishige Takei (Моришиге Такей) написал в общей сложности 114 работ для гитары, мандолины и ансамбля этих инструментов. Кроме того, он был коллекционером редких манускриптов и старинных гитар. Тщательность и основательность в работе сказывается и в его трудах – двухтомнике ”Беглый взгляд на мандолину и гитару” по 700 и 500 страниц каждый. И это только беглый взгляд…
Еще один из видных деятелей в гитарном искусстве был Jiro Nakano (Джиро Накано), а одним из его достижений был приз за победу его композиции “30 Вариаций на тему Паганини” (Op.70, 1951г.) в 1954 году на Международном гитарном конкурсе, который проводился под эгидой итальянского гитарного общества. Это была первая японская работа, опубликованная в Европе. Кроме того, его заслугой является редактирование сочинений Фернандо Сора – 9-ти томов для гитары-соло, 2-х томов дуэтов. Они были опубликованы за много лет до того, как это сделал Брайн Джеффри. А три тома Наполеона Коста были изданы задолго до Chanterelle (Чантэрэль) - известное немецкое гитарное издательство.
Профессор В.С.Живалевский подробно рассказал слушателям об известном гитарном журнале «Gendai Guitar», который начал издаваться еще в 20-х годах 20 столетия и издается до сих пор большими тиражами. Многие известные в мире композиторы, музыканты - такие, как Andrew York (США), Julian Bream (Англия), John Williams (Австралия), Никита Кошкин (Россия), Rey Guerra (Куба), Atahualpa Yupanqui (Аргентина) и др., издавали свои нотные сборники в Японии. Щирокое распространение получили многочисленные обработки популярной и джазовой музыки издательства Gendai в аранжировках Noriyasu Takeuchi, Ken-Ichi Eve, Hirokazu Sato и других музыкантов.
На лекции были представлены фотографии известных японских гитаристов и композиторов. Слушатели посмотрели видеозаписи таких исполнителей-гитаристов, как Kazuhito Yamashita (Казухито Ямашита), Shin-Ichi Fukuda (Шин-Ичи Фукуда), Kaori Muraji (Каори Мурэджи), Yasuji Ohagi(Ясуджи Охаги), Kazumi Watanabe (Казуми Ватанабе), Dai Kimura (Дай Кимура), Keigo Fujii (Кейго Фуджи) и др.
Думаю, время, проведенное в сопровождении традиционной японской ,классической и современной музыки, приятно сочеталось с интересными фактами в биографиях замечательных людей-энтузиастов в области гитарного искусства этой несомненно особенной и богатой талантами страны…
Внимание: всем заинтересованным ознакомиться с гитарным искусством Японии, а также приобрести аудио-диск с японской гитарной музыкой, обращаться на электронный адрес: